Найти в Дзене
Русский мир.ru

Театр по ниточке

Если на территории завода теплоизоляционных изделий в Московском районе Петербурга вы найдете двухэтажный малиновый корпус, то попадете в театр. Хрустальных люстр здесь вы не увидите, но зал и сцена в здании бывшего заводского клуба есть. Эту площадку занимает православный драматический театр «Странник». Но здесь же можно увидеть представления и другого православного коллектива – «С миру по нитке», которым руководит Алексей Харлапенков-Гедимин.

Текст: Мария Башмакова, фото: Андрей Семашко

Двенадцать лет назад петербуржец Алексей Харлапенков-Гедимин по благословению священника ставил в церкви рождественские сценки. Как-то ему предложили приложить свой организаторский и режиссерский талант и вне стен храма: в школах, детских домах и садах. Так возникла команда единомышленников. Алексей подготовил 35-минутный спектакль, который стали показывать в детских домах. Волонтеры помогали с транспортом.

-2

Театр занимает много времени: 44-летний Алексей и режиссер, и декоратор, и актер. Его жена Ольга и три дочери – 22-летняя Елизавета, 8-летняя Софья и 5-летняя Анастасия, – а также супруг Елизаветы тоже задействованы в театре. Старшая дочь поддержала отца в творческом начинании, на сцене она дольше, чем отец. Супруга поначалу не играла в спектаклях, а потом сказала мужу: «Мне без тебя скучно!» – и вышла на сцену.

КАК ХУЛИГАН СТАЛ РЕЖИССЕРОМ

В молодости Алексей был классическим хулиганом: школу бросил, занимался кикбоксингом, получил травму, серьезно подорвал здоровье. Начал это «горько запивать». В 23 года пришел в церковь. Театр – любимое детище, хотя порой приходится выходить на сцену, превозмогая недуг. А работает Алексей руководителем кружка керамики в ДК Приморского района Петербурга. Занимается со взрослыми три дня в неделю. На полках студии – глиняные творения: герои мультфильмов, домик и даже Джоконда, похожая на Гулливера. Обжигает Алексей скульптурки дома, после обжига их раскрашивают темперными или акриловыми красками.

– В 5 лет ко мне пришел пластилин, – улыбается Алексей. – Стал лепить. Очень люблю мультики, нравится лепить мультяшных героев.

Если обойти бутафорский камень на лестнице, можно попасть в гримерку театра
Если обойти бутафорский камень на лестнице, можно попасть в гримерку театра

Лет десять назад Алексею предложили заниматься керамикой с людьми с нарушениями интеллекта. Тогда некоммерческая организация «Лига жизненной помощи», объединяющая семьи с детьми с умственными и множественными ограничениями, получила президентский грант и открыла мастерские для инвалидов – керамическую, валяльную, полиграфическую, швейную. Сотрудники «Лиги» съездили на обучение в Псков. Посмотрели, как живут и работают инвалиды. Алексей уяснил: «Главное не то, что вы знаете, сколько у вас правильной информации в голове, а то, насколько сердцем вы работаете с этими людьми».

…Идея создать мини-театр, который может появляться на любой площадке, витала в воздухе давно. И двенадцать лет назад реализовалась. Сначала в арсенале молодого театра был короткий спектакль из сценок с двумя картонными деревьями – декорациями. Требовались переносные щиты-секции, на которые крепились бы декорации и за которыми можно было бы переодеваться. Воплотить замысел удалось лишь через год: сварочные мастерские запрашивали высокую цену. Как-то в церкви Алексей рассказал о своей проблеме младшему брату. Разговор услышал друг Алексея и предложил бесплатную помощь – у него была мастерская. В церкви помогли деньгами на металл. Хранят декорации на территории завода, где находится театр «Странник». И режиссер молодого театра, возникающего в прямом смысле слова с миру по нитке (название оправданно полностью), стал звонить в интернаты, школы – предлагал сотрудничество. Соглашались, конечно.

Случаи, когда театр расставался с людьми, были, но крайне редко. Театр работает двенадцатый сезон, и за это время было несколько таких эпизодов. Чаще люди уходили сами, если понимали, что православный театр не для них. Дело в том, что в труппе «С миру по нитке» все участники выполняют множество задач: сами шьют костюмы, гримируются, ставят декорации. Человек, не готовый к такому, просто не сможет здесь прижиться. Сегодня в труппе 20 человек.

Репетиция перед спектаклем "Сердце хранимое"
Репетиция перед спектаклем "Сердце хранимое"

– Театр – это жизнь, – говорит Алексей. – Любимое дело. Мы показываем в театре, что можно не грустить и не погибать в пессимизме, радоваться жизни. Мои дети родились с этим театром – не боятся сцены. Режиссер, ставя спектакль, пытается найти ответ на свой вопрос, а зритель может увидеть десять ответов, часто неожиданных. Когда дети приходят на спектакли, хотят помочь доброму герою, предупредить его об опасности – кричат из зала.

ПАПА – РЕЖИССЕР, МАМА – АКТРИСА

– Скандал получился очень хорошим, Алена! – успокаивает Алексей молодую коллегу после спектакля по притче Льва Толстого «Чем люди живы» о встрече сапожника Семена с ангелом, которому довелось испытать людей и понять, возможна ли жизнь человека без любви. Алексей и Алена играли супругов Семена и Матрену. Бранилась Матрена от души. Участвовали в спектакле и жена Алексея Ольга, и дочь Софья. После спектакля Соня строго спросила, заметила ли я заминку, когда она забыла хромать: ей пришлось играть сестер-близнецов, одна из которых хромает.

– Обычно мне что-то подкладывают в обувь, например стирательную резинку. Слова я не забывала, а вот заикалась да, иногда, – говорит девочка.

Алексей Харлапенков-Гедимин и режиссер, и декоратор, и актер
Алексей Харлапенков-Гедимин и режиссер, и декоратор, и актер

В спектакле «Чем люди живы» ей приходится молчать во время представления. Для ребенка это непросто, убежден Алексей, хотя Соня не вполне согласна с отцом. Полагает, гораздо труднее определиться со взглядом. В зал смотреть стесняется, на ангела не глядит, остается впиваться глазами в игрушку-мышку. Софья много раз это играла, но как-то перед спектаклем заболела. Младшая сестра, Настя, подошла к ней и предложила выручить: «Ты уж полежи, а я за тебя сыграю». К игре Насти Софья отнеслась внимательно и признала: она «почти не ошибалась» – спектакль записывают на видео. Алексей дебют младшей дочери вспоминает так:

– Когда вышли на поклон, мы все поклонились как чебурашки, а Настя поклонилась как учили. За кулисами одна из актрис учила ее русскому поясному поклону.

В театре с отцом Соня с 2 лет, театр любит, оплошности замечает:

– Мы ошиблись, но зритель этого не заметил. Ангел должен был дать мне леденец, но он прилип к карману фартука.

Ольга после спектакля признается: с ребенком играть очень сложно, Соня со своим мнением.

– Она может перебить мой настрой. Сложно понять, когда ты жена, когда – актриса. Алексей – очень мягкий человек, а вот я гораздо строже к команде, могу поворчать, а он покрывает это любовью, – говорит Ольга.

Худрук согласен с супругой: очень трудно быть папой и режиссером, сделать так, чтобы ребенок слушал тебя как режиссера и не обижался как на отца. Со старшей в этом плане хорошо, а младшие еще не понимают. Сама же Соня о работе с отцом-режиссером отзывается так: театр – любимое дело, но художественные задачи не всегда ясны. «Если мы с папой поссоримся, я обязательно не согласна!» – признается девочка.

Она не спешит переодеваться после спектакля, теребит нарядный павловопосадский платок. А труппа готовится выйти еще раз к зрителям в тот же день спустя несколько часов.

Режиссер и актриса в гримерке
Режиссер и актриса в гримерке

С МИРУ ПО НИТКЕ

Билетов в театре «С миру по нитке» нет, зрители оставляют пожертвования. Споры о том, делать ли спектакли платными, были, но в итоге коллектив понял, что коммерциализация спектаклей принесет вред. С пожертвований оплачивают аренду и прочие расходы.

– Некоторые думают: если я купил билет, буду вести себя как хочу, а ты покажи качество! – сокрушается Алексей.

За десять лет театр «С миру по нитке» поставил восемь спектаклей. Репетируют актеры часто дома у Алексея, нередко в православном театре «Странник», на сцене которого и играют, пользуются его гримеркой и сценой. Директор театра «Странник», профессиональный режиссер, организовал курсы актерского мастерства, которые проходят актеры «С миру по нитке». В труппе театра Алексея только любители. Репертуар ориентирован на семейный просмотр. Меценатов у театра «С миру по нитке» нет. Поддержала депутат Анастасия Мельникова, к которой Алексей обратился с личной просьбой, не связанной с театром. Анастасия увидела край афиши в кармане Алексея, спросила, что это. Он рассказал о своем театре. Мельникова посоветовала оформить юрлицо, чтобы театр мог получать деньги от комитета по культуре на проект.

Название театра – «С миру по нитке» – появилось случайно восемь лет назад.

Его предложил Алексей: все декорации и костюмы, которые имелись у театра, были отданы людьми. Оно очень буквально отражает положение вещей.

Были и неприятные случаи, когда школьники не приняли спектакль о блокаде – шумели, разговаривали. Тема не тронула, было понятно, что поход на спектакль – вынужденный.

– Зритель очень разный: может молчать там, где смешно, но очень тепло принять представление в финале, – говорит Алексей.

У Алексея есть наброски текста, который он хотел бы поставить. Он называет замысел «сценарием человеческой жизни». Это история опускающегося человека, но он поднимается, обретает надежду и силы жить дальше. Алексей признается: это во многом автобиографическая история. Он не боится откровенности перед зрителем, говорит, это дается легко.

ОТ СЛУЧАЯ К ЧУДУ

Алексей, как человек воцерковленный, уверен, что репертуар в его театре не случаен. Иногда рождение спектакля – чудо:

– Моя мама – учительница русского языка и литературы, – говорит он. – Приехал как-то к ней в гости. И вдруг мама говорит, что должна что-то рассказать. И пересказывает рассказ Толстого «Чем люди живы». Я его поставил. Или другой пример: я включил телевизор, а там мультфильм «Ты особенный». Мне не понравился мультфильм качеством изображения, но я понял, что должен поставить эту историю. И поставил детский спектакль о стереотипах людского мнения.

Ольга Харлапенкова-Гедимина в роли хозяйки старой харчевни в спектакле "Сердце хранимое"
Ольга Харлапенкова-Гедимина в роли хозяйки старой харчевни в спектакле "Сердце хранимое"

«Поллианна» – самый длинный и востребованный спектакль, идет с аншлагами. «Сердце хранимое» – спектакль по дневникам блокадников. Он тоже необычно появился. Алексей не мог уснуть, ему привиделся человек в валенках и сером свитере, за ним – торшер и окно. Так появились декорации будущей постановки. «Сердце хранимое» – сборный спектакль, в него вошли дневники блокадников, деда Алексея, сцена из книги писателя Яна Добрачиньского «Письма Никодима».

Ольга считает, что театр сделал ее мужа-режиссера добрее, нежнее. То же самое она и за собой наблюдает и считает: театр – это служение людям, она не разделяет семью, детей и театр как важные составляющие своей жизни. Ольга признается: поначалу ревновала мужа к театру.

Реквизит театра пополняется в прямом смысле с миру по нитке
Реквизит театра пополняется в прямом смысле с миру по нитке

– Репетиции проходили у нас дома, – вспоминает Ольга, – мне стало интересно, да и мужа хотелось видеть чаще. Я включилась в процесс – шила декорации и костюмы, а через полгода влилась в коллектив как актриса. Было время, когда ужасно не хотелось ехать на репетиции: тяжело на душе. Мы ехали на репетицию в метро, а когда настроение плохое, то все люди обычно кажутся некрасивыми и злыми, а я смотрела по сторонам – и люди были красивыми. И я поймала взгляд удивительный: с такой любовью человек посмотрел, что вся моя апатия в момент исчезла. Чудо.

Дети перед спектаклем складывают программки треугольниками — как письма времен Великой Отечественной
Дети перед спектаклем складывают программки треугольниками — как письма времен Великой Отечественной

Но если вхождение Ольги в театральный коллектив было неизбежно, то Дмитрия, исполнившего роль ангела в спектакле «Чем люди живы», привел в труппу «С миру по нитке» случай. Дмитрий посещал театральную группу в своем приходе. Нужно было заменить актера, он помог – и втянулся. Играет в театре около двух лет. Дмитрию 35 лет, работает менеджером по продажам, с детства увлечен театром. Смущаясь пафоса формулировки, называет театр – хобби, «которое определяет смысл жизни». Понимает, что не станет профессиональным актером, но надеется упрочить мастерство. Признается: теплые отзывы после спектакля очень радуют: «Это дает ощущение, что не зря живу на свете», – говорит актер. Дмитрий старается вживаться в образ по системе Станиславского. Чувствует, роль ангела пока сырая и работы впереди много. Признается, что пока не смог понять, как ангел относится к людям.

– Ангел как большой младенец, – рассуждает Алексей. – Многое делает впервые. Тот момент, когда ангел понимает, чем люди живы, происходит тогда, когда жена сапожника жалеет его и решает накормить. Тогда ангел впервые улыбается.

Актеры православного театра "С миру по нитке"
Актеры православного театра "С миру по нитке"

ЗА ИДЕЮ

Хрупкой Алене, которая играла жену сапожника Матрену, всего 23 года. О театре Алексея она узнала от актрисы, которая там играла, с мая вошла в коллектив. Алена занималась организацией праздников при храме, сыграла главную роль в сценке. Публика юную актрису заметила, посоветовала играть в театре. В жизни Алена от сцены далека: работает в отеле. Но мечтает заниматься только театром, хотя не очень ясно как. По образованию она товаровед. Пробовала поступать в театральный, но не получилось. Говорит, в театре нашла себя.

…В гримерке Анна, игравшая в «Чем люди живы» капризную барыню, перебирает женские платья с оборками и бантами, которые дома привела в порядок, шутит, что театр повысил ее хозяйственные навыки – научилась выводить пятна. Она помогает другой актрисе примерить платье на крючках и признается, что сама его снять без помощи «камеристки» не смогла. Анна и жена режиссера Ольга не только актрисы, но и золотые женские руки труппы. Анна попала в театр «С миру по нитке» забавно. Три года назад она провалила экзамен по вождению, очень расстроилась – и… решила пойти в театр. Дочь Анны уже играла в труппе Алексея, а муж работал осветителем. Сама же Анна ни разу не видела популярный спектакль. Решила это исправить. Приехала на спектакль и восхитилась так, что предложила свою помощь в починке костюмов. Кто ж откажется от хороших рук? Как-то под Новый год труппа собралась, и Анне предложили выйти на сцену как актрисе. Почему бы и нет? Так учительница английского языка стала еще и актрисой.

Откуда взялась шуба барыни из меха неясного происхождения, в которой выступала Анна, не помнит ни она, ни режиссер. Все костюмы – с разных плеч. Анна говорит, что знакомые, узнав о ее увлечении театром, реагируют по-разному. Кто-то смеется над «колхозным театром», кто-то обещает прийти посмотреть. Муж Анны смеялся, когда узнал, что супруга будет играть барыню. Он не очень понимал, как слова «кремняста» и «отлита из чугуна» применимы к его стройной жене. Вечером признался: «Не думал, что у меня жена такая высокая!»

Для этих девочек театр — и игра, и увлечение, и работа
Для этих девочек театр — и игра, и увлечение, и работа

«НИТКИ»

Владимир Уваров, художественный руководитель православного драматического театра «Странник», вместе с единомышленниками основал при театре школу-студию драматического искусства. В «Страннике» служат профессиональные актеры, а в студии проходят школу актерского мастерства и режиссуры актеры-любители. В основе школы-студии лежит система Константина Станиславского и Михаила Чехова.

– Леша создал театр, который пользуется интересом у зрителя и собирает аншлаги. Это дорогого стоит, – говорит Владимир Уваров. – Да, у него актеры-любители, и им не хватает школы. В этом смысле они зеленые. Но мне ближе актеры, не познавшие школу, чем профессионалы с потухшими глазами. Кстати сказать, в «Страннике» потухший глаз считается дисквалификацией, и поэтому профессиональные актеры работают у нас с полной самоотдачей. В театре «С миру по нитке», как и в «Страннике», актеры служат не за деньги, а за идею. Мы ставим спектакли с нравственной проблематикой, в основе которой – христианские ценности. Это не значит, что мы поучаем зрителя, как надо жить: свечечка, иконочка и все такие правильные слова говорят. Нет. В спектакле должна быть поставлена проблема, которую мы стараемся решить вместе со зрителем. Я не люблю самодеятельность! Но самодеятельность следует отличать от любительского театра. Самодеятельность – это для своих: пришли родственники и смотрят, как Саша или Маша кривляются. Любительский театр – это по любви в первую очередь… И он, как и профессиональный театр, собирает сторонних зрителей, незнакомых людей, наполняющих зрительный зал. И эти незнакомые зрители беспристрастны, они принимают или не принимают спектакль. Вот таким театром и является «С миру по нитке» или, как мы их ласково называем – «Нитки».