Найти в Дзене

Немецкие дирижабли в небе над Британией

Немецкие дирижабли конечно уступали в скорости самолетам того времени, однако они могли нести на своем борту множество пулеметов и несколько тонн бомбовой нагрузки.

Немецкие дирижабли конечно уступали в скорости самолетам того времени, однако они могли нести на своем борту множество пулеметов и несколько тонн бомбовой нагрузки. Обнаружить дирижабль в ночном небе было непросто, а зенитная артиллерия зачастую не могла достать эти воздушные аппараты, поднимавшиеся на пока ещё недостижимую для зенитного огня высоту.
Немецкие дирижабли конечно уступали в скорости самолетам того времени, однако они могли нести на своем борту множество пулеметов и несколько тонн бомбовой нагрузки. Обнаружить дирижабль в ночном небе было непросто, а зенитная артиллерия зачастую не могла достать эти воздушные аппараты, поднимавшиеся на пока ещё недостижимую для зенитного огня высоту.

Первый дирижабль жесткого типа, LZ-1, поднялся в небо ещё в далеком 1900-м году. Выполнен он был в форме двадцатичетырехгранной сигары, длина которой составляла 128, а диаметр не превышал 12 метров. Построил этот воздухоплавательный аппарат настоящий фанат своего дела – граф Фердинанд фон Цеппелин. Первый полет такого дирижабля длился около 18 минут, скорость же не превысила и 21 км/ч. Тем не менее конструкция аппарата доказала возможность совершения перелетов этими машинами.

Возможность же серьёзных полетов на жестких дирижаблях была доказана только через восемь лет. В 1908 году аппарат LZ-4 сумел продержаться в воздухе уже 12 часов. Что не могло остаться незамеченным со стороны немецких военных. На доработку и реализацию дирижаблей германское правительство выделило графу фон Цеппелину довольно значительную сумму денег, ведь генералы кайзера увидели возможность создания оружия, способного проникать вглубь территории противника и безнаказанно наносить удары с воздуха.

Изобретатель самого распространенного типа жесткого дирижабля, получившего его имя, граф Фердинанд фон Цеппелин. Важно! Не все дирижабли и даже дирижабли жесткого типа получили наименование "цеппелин". Цеппелинами являются только дирижабли серий LZ , L и Z.
Изобретатель самого распространенного типа жесткого дирижабля, получившего его имя, граф Фердинанд фон Цеппелин. Важно! Не все дирижабли и даже дирижабли жесткого типа получили наименование "цеппелин". Цеппелинами являются только дирижабли серий LZ , L и Z.

К началу Первой Мировой войны дирижабли уже широко использовались в военном деле. В основном в качестве средств разведки, корректировки огня и доставки донесений. Но не как средство сброса бомб на вражеские объекты. Сама бомбардировочная авиация как таковая находилась ещё на самом раннем этапе своего развития и не могла полностью удовлетворять потребностям военной машины кайзеровской Германии.

Поэтому выход на театр военных действий цеппелинов был с восторгом встречен самим Вильгельмом II. Первое боевое применение дирижаблей в условиях военных действий состоялось 6 августа 1914 года. Целью Z-VI стали военные заводы бельгийского города Льеж. Однако во время полета над городом, дирижабль был поврежден шрапнелью, его экипаж был вынужден развернуться, и сумел довести аппарат до территории Германии, где удалось совершить аварийную посадку.

Баллоны дирижаблей были наполнены взрывоопасным водородом, однако поджечь его всё равно было не просто. В движение дирижабли приводились двигателями с воздушными винтами.
Баллоны дирижаблей были наполнены взрывоопасным водородом, однако поджечь его всё равно было не просто. В движение дирижабли приводились двигателями с воздушными винтами.

Тем не менее, следующий авианалет, состоявшийся 24 августа 1914 года на крепость Антверпен, можно назвать успешным. Авиабомб у немцев тогда ещё не было, поэтому они сбрасывали на бельгийцев гранаты и артиллерийские снаряды.

Активные воздушные операции против Британии Германия начала в середине января 1915 года. Тогда немецким дирижаблям впервые удалось атаковать военные объекты, находящиеся в глубоком тылу врага, ранее считавшимся не доступным для нападения с моря или с воздуха. Цеппелины L-3 и L-4 нанесли удары по военным заводам в городе Ярмут, и хотя сколь-нибудь значительные разрушения причинить не удалось, психологический эффект был огромным.

«Наши цеппелины вознесли огненную десницу над Британией. Надменная Англия трепещет, с ужасом ожидая новых неотразимых ударов…»  - писала немецкая газета «Kölnische Zeitung» 20 января 1915 года.
«Наши цеппелины вознесли огненную десницу над Британией. Надменная Англия трепещет, с ужасом ожидая новых неотразимых ударов…» - писала немецкая газета «Kölnische Zeitung» 20 января 1915 года.

Одним из самых известных рейдов немецких воздухоплавателей на Англию стал сентябрьский налет 1915 года. На этот раз их целью был Лондон. Германское командование планировало задействовать в операции три цеппелина, однако обнаруженная на L-11 неисправность, заставила экипаж прервать полет и вернуться в Германию.

При подлете к графству Норфолк, неполадки с двигателями возникли у L-14, вследствие чего ему пришлось сбросить бомбы на цели в городе Ист-Дерхэм и также лечь на обратный курс. Оставшийся цеппелин L-13 успешно достиг Лондона и отбомбился по намеченным целям. Позже экипаж этого военного дирижабля докладывал о том, что, несмотря на ясную погоду, британцы не заметили цеппелин вплоть до его подлета к столице.

Германский цеппелин над Лондоном.
Германский цеппелин над Лондоном.

В то же время военный дирижабль L-9 безнаказанно нанес удар по заводу производящему бензол на северном побережье Англии в городке Скиннингроув.

По большому счету ущерб от таких налетов был минимальным, однако по мнению немцев налеты были вполне оправданы. Ведь для противодействия воздушным рейдам цеппелинов по своим тылам, британцы были вынуждены снимать с фронта зенитные орудия, прожекторные установки, истребители и целые армейские подразделения.

Британский агитационный плакат времен Первой Мировой войны с призывом вступить в армию.
Британский агитационный плакат времен Первой Мировой войны с призывом вступить в армию.

Более того, удары с воздуха по военным объектам английских городов довольно сильно сказывались на боевом духе британцев, а такие предпринимаемые ими меры, как затемнения, постоянные воздушные тревоги и эвакуации, причем как учебные, так и настоящие, создавали значительные затруднения в работе фабрик и заводов, выпускающих продукцию для нужд фронта.

Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал! Ну и конечно же ...

-7

Спасибо за внимание!