Шелковый путь,дорога из Китая в Европу. Его проложили еще во II веке до новой эры и больше , чем полторы тысячи лет он функционировал позволяя перемещать диковинные товары из Китая в далекую Европу. Караванные пути протянулись через всю Азию,через ее горы и пустыни.Хотя доподлинно известно. что европейские путешественники доплывали до Китая морем, но ненадежность морских судов в те времена помогла сделать выбор в пользу сухопутной перевозки товара.
Термин "Великий шёлковый путь" ввел барон Фердинанд Пауль Вильгельм фон Рихтгофен (1833-1905) профессор Берлинского университета и президент Берлинского географического общества с 1873 года.Первый раз термин был упомянут в одной из его статей в 1877 году.
Торговый путь первыми стали искать китайцы. В 121 году до новой эры китайский император У-ди отправил первый караван в Среднюю Азию.Целью его была продажа шёлка и последующая покупка лошадей местной породы, которая очень нравилась китайцам.
Окончательно "Шелковый путь", как торговая артерия между востоком и западом оформился после завоевания римской империей Птолемеевского Египта.Выбравшиеся на просторы Красного моря римляне быстро нашли пути в Индию, куда свернул шелковый путь, в обход Парфии с которой Рим почти все время находился в состоянии войны. По нему везли не только шёлк, который сразу оценили жители Римской империи, и специи,караваны везли редкие предметы роскоши.Даже перевозили экзотические фрукты и ягоды. Почти триста лет, начиная с I века новой эры, сухопутный путь отходит на второй план из-за своей сложности и основными трассами доставки товаров с одного конца континента на другой выходит морской путь вдоль южных берегов Азии. В торговле активное участие принимали купцы из державы Кхмеров и древнего Вьетнама, но и сами римляне иногда доплывали до берегов южного Китая.За это предположение отвечают неоднократные находки кладов в Индокитае с значительным содержанием римских монет с датировкой первых веков нашей эры.
Со временем морской путь стал очень рискованным.Активная торговля подстегнула рост пиратства в морях юго-восточной Азии и приоритет в доставки товаров опять вернулся к сухопутным трассам. Тем более, что после падения 220 году новой эры Парфянского царства, новая династия Сасанидов принялась всячески развивать наземный "Шёлковый путь". Персы начали вести охрану караванных трасс. По всему персидскому пути стали строиться караван-сараи для отдыха купцов и их верблюдов.
Период Сасанидской династии Персии можно назвать "золотым веком" "Великого шелкового пути".Потому как больших войн, мешающих торговле не было, а правящая династия всячески помогала купцам вести торговлю с Китаем, имея от этого свой значительный барыш.
Но к середине VII века Передняя Азия опять пришла в движение и виновниками смутных лет для торговли стали арабы с их стремлением создать свой Великий Халифат.Богатая на события политическая жизнь региона заставила купцов искать новые маршруты в обход неспокойных регионов. Караваны стали сворачивать в Великую степь и удаляться далеко на север. Одно время трассы "шелкового пути" начали огибать с севера Каспийское море и дальше их путь упирался в порты Крыма или использовал Волгу, как транспортную артерию и дальше выходил в Балтийское море. За этими дорогами уже следили варяги. которые вовремя поняли финансовые перспективы доставки китайских товаров в Европу. Экономисты говорят, что одной из веских причин создания в VIII-X веках славянских государств, является ускоренное имущественным расслоением правящей элиты от баснословных прибылей при торговле товарами с "Великого шелкового пути".
Закат же торговли по караванным путям из Китая приходится на появление в Центральной Азии тюрок.С XI века они начинают постоянно грабить торговых людей, а в последствии при создании государств военно-политическая элита тюрок вообще стала перекрывать торговые трассы. Монголы на сотню лет исправили сложившееся положение, всячески приветствуя торговлю, но в начале XIV века Осман I начал строительство своей империи. которая благодаря успеху его потомков превратилась в огромную Османскую империю, которая попросту стала перекрывать караванные пути или брала с купцов такие налоги, что товар проще было выкинуть чем в последствии продать в Европе по завышенным ценам.
Торговлю между востоком и западом опять спасло море. Китайцы пытались найти морской путь в Европу в начале XV века. Их мореплаватель Джэн Хе. со своим флотом доплывал до Мекки и восточного побережья Африки. но реальный результат вышел у португальцев, которые в 1514 году добрались до Китая. Их корабли стали отличной заменой караванам. Они везли намного больше и плыли почти в три раза быстрее.
О путешествиях китайского мореплавателя Джэн Хе на моем канале уже выходила статья. Если вы хотите с ней ознакомиться жмите;" Китайцы могли приплыть в Европу на сто лет раньше..."
Но "шелковый путь" не сразу загнулся. караваны по нему еще ходили до второй половины XIX века.Средняя Азия, отстоящая от морских путей на тысячи километров продолжала испытывать необходимость в китайских товарах и по этому караваны верблюдов еще долгое время бороздили бесконечные песчаные моря Азии.