Удивительно, но все еще находятся те, кто удивляется, зачем женщинам вообще работа. Иногда они даже смеют заявлять, что мы, дескать, занимаем рабочие места мужчин (заметьте, ту же претензию они имеют к мигрантам, и как это сходится с тем, что труд мигрантов, как и труд женщин, оплачивается в разы ниже из-за того, что они в уязвимом положении и согласны даже на это). Хотя не нужно профильное экономическое образование, чтобы понять, что гендерное равенство положительно влияет на экономику страны в целом. И нет, это не только отбитые прихвостни ДоктораВлади, а даже вполне трезвомыслящие (при прочих равных) особи.
Нынешний экономический кризис ударит по рабочим местам, возможностям заработка, привычкам и самым элементарным жизненным ресурсам: жилью, питанию и здоровью. И это не считая угрозы заражения собственно коронавирусом.
Но учитывая общее гендерное неравенство, женщины окажутся в куда более сложной ситуации по сравнению с мужчинами.
Всем, кто уже открыл рот, чтобы возмутиться - поясняю: я не имею в виду чью-то личную отдельно взятую ситуацию, когда «а вот моя подружка Света устроилась уборщицей даже в кризис, а ее мужа, наоборот, уволили!» Это вполне вписывается в рамки допустимой погрешности и ничего не говорит о ситуации в целом относительно огромной группы людей. Я ученая, социологиня, я смотрю на статистику и умею ее интерпретировать. А если знаю, каким местом ее собирали, могу сказать еще больше.
И то, что люди, которым и без того жилось несладко, в кризис станет только хуже, должно дойти даже до тех, кто с логикой не особо дружит и любит оперировать некорректными понятиями вроде « обратного сексизма».
Итак, по порядку.
Безработица
С началом «карантина», который наши обезумевшие власти отказались вводить де-юре, работы лишились тысячи людей. Сказочный президент наш, очевидно, не в курсе, как у работодателей появляются средства на зарплаты, — и ему не пришло в голову, что невозможно платить людям, которые не работают, потому что без результатов этой работы нет выручки. На плаву остались лишь самые необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Среди безработных доля женщин в марте 2020 г. составила 46,8%. А удаленную работу могут позволить себе лишь те, чей функционал связан с интернет-технологиями. Остальные лишились всех средств к существованию. Людей увольняли, обманывали, заставляли уволиться или уйти в отпуск по собственному желанию, самые сознательные выплатили что смогли, но были вынуждены разориться, что в итоге и лишило работы их сотрудников.
И среди мужчин больше тех, кто имеет возможность работать из дома - 28%. Против 22% среди женщин.
И это не говоря о тех, кто остался без работы еще до кризиса — сейчас их тем паче никто никуда не возьмет. А учитывая, что женщинам без того отказывают в трудоустройстве на порядок чаще, чем мужчинам, они оказались особо уязвимы. Прибавьте к этому тот факт, что именно женщины в подавляющем большинстве — родители-одиночки с детьми на руках.
Что характерно, ни в одном графике Росстата не представлена гендерная дифференциация по занятости, доходам и безработице в разных сферах производства. Даже за последние месяцы, когда учитывать эти моменты должны особо тщательно.
В цивилизованных странах, где по-настоящему, на государственном уровне, борются за гендерное равенство, такую статистику ведут очень тщательно.
Вот, например, графики женской и мужской безработицы, без учета сезонного найма.
Кому посчитать в столбик, что 16,2 выше, чем 13,5?
Неоплачиваемый труд
При этом, когда женщины теряют оплачиваемую работу, доля выполняемого ими неоплачиваемого труда по уходу многократно увеличивается в результате закрытия школ и возросших потребностей пожилых людей.
Российские источники утверждают, что женская безработица «сохранилась на уровне декабря». Можно было бы предположить, что женщин увольняют меньше. Однако это иллюзия. Ведь, воспользовавшись простой логикой, легко понять: женщины меньше теряют работу, потому и без того мало заняты, поскольку сидят с детьми, ухаживают за пожилыми и недееспособными людьми и ведут хозяйство. Они и не зарабатывали. А вот нагрузка по домашним делам и уходу за родственниками стала только выше.
В бюджетных же сферах, которые не прекратили работу, женщин намного больше: они учительницы, медсестры и сотрудницы социальных служб. А как оплачиваются эти должности, полагаю, и без меня все в курсе. Интересующиеся могут посмотреть здесь. Сколько платят врачам на фоне пандемии — отдельная история. Смотрите блог Альянса врачей — свихнетесь.
Вспомним, в какой опасности находятся беременные, лежащие в перепрофилированных под Covid-клиники роддомах (потому что Тот-Кого-Нельзя-Оскорблять все свои 20 лет заботился о мультяшных ракетах, парадах и жопах Сечина больше, чем о больницах с тараканами).
И это я говорю только о России. Какова ситуация в странах, где положение женщин еще хуже, я боюсь даже представить. Поэтому материалы о том, как отразился кризис на тех женщинах, у кого и в «мирное время» в разы ниже доступ к пище, воде, жилью и безопасности, будут позже в переводах.
Домашнее насилие
И наконец — о том, в какой опасности оказались женщины, когда их заперли в самоизоляции по домам.
Женщины оказались взаперти с тиранами без возможности сбежать. Озлобленные потерей работы, напряжением и произволом властей мужчины звереют на глазах. Хотя наше МВД нагло заявляет, что статистика домашнего насилия не изменилась, мы знаем, как они собирали эту статистику до пандемии: учитывали лишь те случаи, по которым поступили заявления. Интересно, как «повысится» такая статистика, если на женщин, которые подверглись побоям и истязаниям, заводят протоколы о нарушении самоизоляции, вынуждая их сидеть по домам, умирая тихо и не жалуясь?
Вот статистика настоящих специалистов, более сведущих, чем безмозглый господин Колокольцев. Несмотря на его распоряжение вести статистику тщательнее, реагировать без промедления, создавать больше шелтеров — эффекта ноль.
Это я еще не рискую рассуждать о том, сколько женщин и девочек окажется проституированы на фоне отсутствия других средств к заработку — и каковы будут последствия этого для их дальнейшей жизни.
(спорим, найдутся уроды, которые скажут, что возможность продать свое тело — это привилегия в ситуации экономического кризиса?)
Итого
Экономически женщины в целом оказались в более уязвимой ситуации, чем мужчины, и скоро начнут страдать от голода. Кроме того, женщины, особенно пожилые, чаще подвергаются нападениям (сюрприз: мужчин), которые грабят их на выходе из супермаркетов.
Физическая же безопасность женщин уже сейчас под угрозой. Еще более высокой, чем было до пандемии. Женщины и дети погибают от рук тиранов вдвое чаще.
Предвижу килотонны воплей о том, что пострадают все, и почему я не думаю о мужчинах.
Да, пострадают все. А мужчины меня мало заботят, потому что они привилегированная группа, о своих правах и без того заботятся неплохо, и даже лишившиеся работы мужчины мигранты без образования пострадают не так сильно, как их жены, матери, сестры и дочери, которые находятся в самом низу патриархальной иерархии. И проблемы женщин большую часть из них заботят крайне мало. Так чего ради я должна уделять им внимание? Хватит и того, что я ни в коем случае не утверждаю, что все мужчины в шоколаде или что в смертельной опасности только женщины.
Специфическая проблема женщин в политической борьбе за экономическую, физическую и психологическую безопасность состоит в том, что мы-то легко можем объединиться с мужчинами ради общей цели убрать с поста профнепригодного к должности президента старика.
Но есть одно маленькое «но»: те, кому уже сейчас плевать на наши проблемы — будь то зарплата ниже на 30%, репродуктивное давление или харассмент — не изменят своих взглядов и после достижения этой цели. Мы поможем им прийти к власти, девочки. А они? Думаете, разом осознают, что женщина — не вещь? Присмотритесь-ка повнимательнее к тем, кого сейчас защищаете. К тем, кто уже сейчас страдает МГС головного мозга, потому что они и дальше будут и дальше заботиться только о себе. Потому что им не кажется, что что они причастны к угнетенному положению женщин.
Дорогие соратницы, которые говорят, что боятся давать отпор мужским наездам, потому что боятся их обидеть. Разозлитесь уже. Хватит бегать перед ними на цырлах. Они вас почему-то не боятся обижать. Ну а чо — это ж не лично я тебя без работы держу и для собственного удовольствия использую! Я просто оправдываю других мудаков, соглашаясь, что женщины «паприроди» хуже приспособлены к экономической деятельности, существуют для того, чтобы рожать, сидеть дома и вообще они «главные в отношениях». А они тут не при делах, хотя сами горазды вещать про «молчаливое согласие», поэтому «самивиноваты». Их самый «сильный» аргумент — нивсемусинытакие. И это факт. Но вместо того, чтобы признать «да, нам стыдно за наших соплеменников», нетакусики почему-то принимаются прикрывать свою задницу. А то и поддерживают такое положение вещей.