5,6K подписчиков

Нелепые советские рэкетиры в перестроечном боевике "Крысы или ночная мафия" (1991)

334 прочитали
Мартиньш Вилсонс в фильме "Крысы или ночная мафия" (1991)
Мартиньш Вилсонс в фильме "Крысы или ночная мафия" (1991)

Отсидевший - естественно, безвинно - Виктор Разлогов (Мартиньш Вилсонс) приезжает в провинциальный город, заводит дружбу с душевным таксистом Иваном Петровичем (ветеран советского кино Иван Рыжов) и устраивается по его "протекции" в таксопарк. Но спокойной жизни не будет - парк прессуют рэкетиры, и независимый, бескомпромиссный Виктор, само собой, вскоре столкнется с бандитами лицом к лицу и не смирится с беспределом.

"Крысы или ночная мафия" (1991)
"Крысы или ночная мафия" (1991)

Когда в перестройку стало "можно все", одни кинематографисты бросились самовыражаться "нетленкой" a la Тарковский. Другие же взялись за "крутое коммерческое кино". Наивным "спилбергам" каталось, что снять боевик просто. Больше нет партийного диктата, так что показывай что угодно - бандитов, коррупцию, мордобой, убийства, пальбу и погони. И никто уже не обвинит в переборе насилия или отсутствии идеологических установок.

В подавляющем большинстве случаев новоявленных "коммерсантов" ожидал провал. Вдруг выяснилось - чтобы сделать "Смертельное оружие" или "Крепкий орешек" нужны мастерство и техничность высшего порядка. А с этим у советских киношников было не очень...

"Крысы или ночная мафия" (1991)
"Крысы или ночная мафия" (1991)

"Крысы или ночная мафия" - типичный пример перестроечного боевика. Хотели "красиво", как в Голливуде - а получилось кривовато. Нелепый сценарий набит штампами и плохо прописанными сюжетными ходами. Режиссура - те же шаблоны и штампы. К примеру, если снимается любовная сцена, то, конечно, фильтр дает легкую размытость, звучит медленная музыка и горят свечи. Видимо, что-то подобное режиссеры видели в популярных в 80-е "эротических фильмах" на видео.

"Крысы или ночная мафия" (1991)
"Крысы или ночная мафия" (1991)

Сценарий поражает откровенной глупостью и отсутствием элементарной логики. Зловещие рэкетиры могут средь бела дня ворваться в таксопарк и открыть автоматную пальбу - зато с "занозой в заду" в виде упрямого Виктора почему-то возятся весь фильм. Хотя, казалось бы, можно сразу отправить его в больницу или на кладбище.

Вот, к примеру, злодеи решают схватить Виктора. Они подкараулят его на улице и ткнут ствол в бок? Устроят засаду в одиноко стоящем домике Ивана Петровича, где обитает и Виктор? Нет, они гонятся за машиной Виктора по оживленным улицам - и ведут себя как полные идиоты. В чем смысл прыжка с мотоцикла на крышу мчащегося на всех газах автомобиля?

"Крысы или ночная мафия" (1991)
"Крысы или ночная мафия" (1991)

Или вот еще. Бандиты в очередной раз устраивают покушение. Расстрелять халупу Ивана Петровича из автоматов? Слишком просто. А выманить героя на дорогу, загнать в какой-то карьер и раздавить "Белазами" - такой план, видимо, выглядит достаточно "злодейским".

Конечно, я понимаю - пресловутые "условности жанра". Да, только это уже не простительные боевику допущения в виде особой живучести героя. Это - откровенная глупость и нелепость.

"Крысы или ночная мафия" (1991)
"Крысы или ночная мафия" (1991)

Под стать убогому сценарию и режиссура, в целом бездарная, а местами так откровенно халтурная. Вот вопиющий пример. По эффектной задумке машина с бандитами "нанизывается" на трубу едущего впереди грузовика. Отчетливо видно, что труба втыкается в крышу "Жигулей". А дальше? Дальше - чудеса кривой режиссуры и отвратительного монтажа.

"Крысы или ночная мафия" (1991)
"Крысы или ночная мафия" (1991)

Ведь уже в следующем кадре труба нацелена ровно в центр кабины, хотя по идее удар в крышу должен был хотя бы оттолкнуть легковушку.

"Крысы или ночная мафия" (1991)
"Крысы или ночная мафия" (1991)

И в следующий миг труба бьет сидящего на заднем сидении бойца. Похоже, это необычные "Жигули". От удара в переднюю часть они не откатываются назад, а, наоборот, - набирают скорость!

Александр Яковлев в фильме "Крысы или ночная мафия" (1991)
Александр Яковлев в фильме "Крысы или ночная мафия" (1991)

Отличным актерам приходится изображать ходульные персонажи из фирменного перестроечного набора. Фактурный Вилсонс в очередной раз играет крепкого решительного мужика - и в духе времени регулярно разражается тирадами на злобу дня в духе "довели коммунисты страну". Выразительный Александр Яковлев выступает в традиционном амплуа "злодея". Замечательный Иван Рыжов отвечает за "народный характер". Жаль, конечно, что прекрасным артистам приходится разыгрывать подобную галиматью.

Иван Рыжов в фильме "Крысы или ночная мафия" (1991)
Иван Рыжов в фильме "Крысы или ночная мафия" (1991)
Можете спросить - зачем смотрю такую белиберду? Ответ прост. Эти фильмы - часть моей молодости. Нелепые и неумелые, они - тоже память о том времени. Когда приливает ностальгия, именно эти наивные поделки вызывают улыбку умиления. Как дурацкие джинсы "пирамида" и первые турецкие кожанки.