Сегодня их осталось только два. Из всего выпуска 1975 года. Два сохранившихся вертолета - крана Ми-10К. И самое удивительное, что они до сих пор в строю.
Когда-то их было 17. Плюс 4 модернизированных Ми-10х.
Как говорят специалисты, никаким другим вертолетом (нашим ли или зарубежным) старичков не заменить. Аналогов по тактико-техническим характеристикам и по конструкции просто нет.
В чем же их уникальность?
Во-первых, впечатляющие размеры: диаметр несущего винта — 35 метров, длина корпуса — 32,8, высота — 7,8
Во-вторых, способность транспортировать крупные грузы не только в своем грузовом отсеке, но и на внешней подвеске. Причем на ней он может поднимать до 11 тонн.
По тем временам (середина 70-х) вертолет был оснащен самым передовым оборудованием. Автопилот, например, имел каналы направления, тангажа, крена и высоты. Имелась также система гашения вибраций и колебаний на внешней подвеске.
А два независимо работающих двигателя (мощностью 5500 л.с) позволяют вертолету лететь даже при отказе одного из них.
Наиболее часто МИ-10К применялся и применяется до сих пор при строительно-монтажных работах. В частности, когда ставятся опоры высоковольтных линий, монтируются радиорелейные вышки и т.п.
Так при реконструкции автозавода в городе Горький (нынешний Нижний Новгород), благодаря вертолету-крану строители сэкономили целых три месяца. Ми-10К тогда поднял и перенес на крышу завода две многотонные наклонные галереи.
В 1980 году впервые в мире был проведен подъем 40 тонной ретрансляционной башни. При помощи двух вертолетов-кранов 100 метровую громаду “привели” в вертикальное положение.
К сожалению, при выработке ресурса восстановить уникальные вертолеты-краны уже не получится. Часть технологий, которые применялись при их создании утеряны. В частности, технология производства рулевого винта сделанного из, так называемой, дельта-древесины.
Но самое удивительное, что за 40 с лишним лет эксплуатации эта древесина до сих пор в рабочем состоянии. Специалисты говорят, что для дерева - это просто запредельный, фантастический результат.