В канун майских выходных я разместила пост со списком любимых отечественных детективов последних лет. Возглавляет его «Ликвидация» Сергею Урсуляка.
Сегодня в комментариях увидела фразу «я не люблю русские сериалы, не умеют у нас снимать». Я задета за живое.
Это побудило написать о своем, конечно на профессиональном, восприятии.
Фильм — это сочетание ряда компонентов или ингредиентов. Какие главные ингредиенты «Ликвидации»?
Первое – сюжет.
Действие происходит в послевоенной Одессе. Опальный Жуков сослан Сталиным в Одессу добивать врагов. Нить личной трагедии маршала Победы продемонстрирована очень тонко: она ощущается во взгляде на портрет Сталина, например.
Но деятельный Жуков не собирается сидеть сложа руки – он разворачивает военную операцию против бандитов. Сорвать ее – дело чести другого героя картины – Академика (Кречетова). Виртуозный диверсант, использующий и немцев, и бандитов, что расквитаться с советской властью.
Для меня в этом фильме Жуков олицетворят силу не страны-победителя, а военную силу. Страшную силу с принципом «лес рубят – щепки летят». А Кречетов – страшную силу извращенной ненависти.
И фильм о том, как в жернова этих двух стихий попали все одесситы: и гражданские, и военные, и законопослушные, и не блюдущие закон.
Кто сможет не только выжить, но и вернуть мир и покой исстрадавшейся Одессе? Кто осмелится противопоставить себя этим двум стихиям? Гоцман. Он, безусловно главная фигура картины. Как личность и как собирательный образ. Давид Маркович лично - почти идеальный герой. Но реальная сила Гоцмана – это его люди: все, кто с ним, кто за него, кто любит его.
Их вереница бескрайня: Фима, Нора, Мишка Карась, водитель Василий, сотрудники и начальник, друг Марк, соседи, жители Одессы. Энергию этого собирательного образа только укрепляет уважение преступного мира.
Второй элемент – Герои.
Да, Жуков, Кречетов и Гоцман – это стихии, которые сошлись в финальной битве. Но это и люди. Авто нам показывает их в простых житейских ситуациях, обнажая на минуту человеческую суть даже Кречетова. Он влюблен, он очевидно рад беременности своей подруги.
А вот непобедимый маршал Жуков поет Барыню и танцует. Гоцман же – это сама жизнь: в облике, в речи, в поступках.
Если же главные герои кажутся слишком понятными (хорошими или плохими), есть в фильме пара, от которой невозможно оторвать взгляд. Чекан и Ида. Отрицательные ли они герои? Как красива их любовь, как трагична их кончина.
И еще один ингредиент фильма – атмосфера.
Даже если потерять основную мысль сюжета, то невозможно не оценить атмосферу места, где развивается действие. Она во всем: в плеске волн и крике чаек. Она в песнях Утесова. В особом говоре людей, и в шутках, за которыми мне слышна горечь скрытых трагедий и боли.
Что могло не понравиться в фильме, мне не понять. Тут и компоненты великолепны и пропорции выверены. А «сериал» – не подходящее название для произведения искусства, господа.
Вот такая картина маслом.