В 2005 году в районе Сукаджайя на Западной Яве (Индонезия) была установлена малая ГЭС. Это был несетевой проект, принадлежащий общине, которая обеспечивала электричеством на местном уровне через мини-сеть около 150 домохозяйств, в основном для освещения. Но через 10 лет станция была остановлена, когда община была подключена к недавно расширенной центральной сети.
Такова история многих подобных проектов в регионе, включая жилые системы на солнечных батареях. Снова и снова, стоимость инвестиций в возобновляемые источники энергии теряется, так как установки остаются заброшенными по мере поступления в сеть. Только в Индонезии более 150 деревень отказались от проектов мини-сетей с конца 2000-х годов.
Несмотря на то, что инвестиции в энергетику на основе ископаемого топлива стали более рискованными, существуют также уникальные инвестиционные риски, связанные с мелкомасштабными системами, использующими возобновляемые источники энергии.
Это серьезная проблема для 1,1 миллиарда человек, которые до сих пор не имеют доступа к электричеству во всем мире. По данным Международного энергетического агентства, для достижения 100-процентной электрификации к 2030 году нам необходимо в значительной степени полагаться на решения, не зависящие от центральной электросети. В таких крайне неэлектрифицированных регионах, как страны Африки к югу от Сахары, почти три четверти новых подключений должны осуществляться из внесетевых и минисетевых систем.
Традиционно доминирующим подходом к электрификации регионов, не имеющих электрической энергии, было расширение централизованной сети на эти регионы. Большинство этих сетей работают на ископаемом топливе, таком как уголь, который до сих пор остается доминирующим источником электроэнергии во всем мире.
Однако в последние десятилетия большое внимание уделяется внесетевым технологиям, основанным на возобновляемых источниках энергии, таким как солнечная фотовольтаика, энергия ветра или гидроэнергетика, за их способность легко электрифицировать удаленные общины. Это происходило в виде минисетей, небольших версий больших передающих сетей, которые соединяют десятки или сотни домохозяйств, или автономных внесетевых систем для одного или нескольких домохозяйств.
Но развитие мини-сети и внесетевых систем находится под угрозой в связи с прибытием основной сети, поскольку потребители легко перейдут на магистральную сеть. Это ставит под угрозу ожидания разработчиков и продавцов автономных систем.
Исследование мини-сети в трех развивающихся странах Азии показывает, что это явление широко распространено.
Фактически, в недавнем докладе Программы развития ООН (ПРООН) расширение сетей было определено как один из ключевых барьеров, стоящих на пути развития внесетевых и мини-сети.
Разработчики внесетевых и мини-сетей могут частично защитить свои инвестиции, отпустив активы, связанные с производством электроэнергии - такие как электростанция или генератор, но сохранив при этом распределительные линии электропередач.
В Камбодже, например, где в основном использовались мини-сети на дизельном топливе, когда основная электросеть была расширена, в нее были интегрированы более крупные мини-сети. Это позволило разработчикам минисетей изменить свою бизнес-модель и стать мелкими распределителями электроэнергии. К сожалению, такой подход часто устраняет преимущества использования чистой энергии, которые дают мини-сети, работающие на возобновляемых источниках энергии.
Другой вариант - отказаться от распределительной сети и использовать генерирующую систему для подачи электроэнергии обратно в основную сеть. Например, в Шри-Ланке три гидроэнергетических проекта стали мелкомасштабными производителями электроэнергии. Однако это низкие показатели успеха, и НПО пришлось проделать значительную работу по преобразованию этих трех проектов.
Но такие действия не могут происходить при отсутствии соответствующих правил. Конкуренцию со стороны будущей централизованной сети можно избежать благодаря комплексному планированию электрификации.
Как сетевые, так и децентрализованные системы (внесетевые и мини-сети) могут успешно использоваться совместно, если правительства будут стремиться к решению двойной задачи - обеспечению всеобщего доступа к электроэнергии и сокращению выбросов. Создавая внесетевые зоны и не дублирующие друг друга зоны обслуживания, они могут снизить инвестиционный риск децентрализованных решений. Затем они могут сосредоточиться на повышении эксплуатационных и эксплуатационных мощностей местных систем.