Dodge WC-51
Американский тяжелый внедорожник Dodge WC-51 советские солдаты знали и уважали, часто называя его не по имени, а по прозвищу — «три четверти». Так нарекли внедорожник из-за его грузоподъемности в ¾ тонны. Машину запустили в производство в 1941 году, когда уже шла война, а с 1942-го начались ее поставки в Красную армию по ленд-лизу, в качестве союзнической помощи.
В военных частях Dodge WC-51 имел большое значение. Аппарат был по-настоящему многозадачен. На его основе монтировались мобильные санитарные пункты, с его же помощью в условиях боевых действий прокладывалась жизненно необходимая связь, хотя большая часть тиража Dodge WC-51 работала все-таки по прямому назначению — перевозила оружие. Под эту задачу американцы, собственно, и разрабатывали конструкцию, отсюда и аббревиатура WC — Weapon Carrier («носитель оружия»).
Horch 901 — один из таких. В модельном ряду марки были не только элитные командирские автомобили, но и настоящие боевые единицы. Эти машины часто бывали на поле боя, участвуя чуть ли не во всех кампаниях вермахта. Сказывался широчайший спектр возможностей. Автомобиль имел внедорожные шины и высокий клиренс. Horch 901 использовали в качестве мобильного госпиталя, машины для связи и, разумеется, транспортировки и буксировки оружия. Все, как у Dodge WC-51, являющегося, по сути, конкурентом или идеологическим аналогом Хорьха. 901-й был вторым по распространенности немецким армейским автомобилем после VW-82. У машины имелся также парадно-командирский вариант Typ Kabriolett.
ГАЗ-61
Задание на проектирование легковой модели повышенной проходимости для советских военачальников ведущий конструктор Виталий Грачев получил летом 1938 года. Сжатые сроки, максимальная унификация с другими автомобилями Горьковского автозавода… и уже без малого через год первый опытный образец проходил испытания
Хотя семейство ГАЗ-61 включает в себя разные модификации — и пикап ГАЗ-61-415, и легкий тягач ГАЗ-61-417, — а изначально автомобиль выглядел как фаэтон (модель ГАЗ-61-40), самой распространенной версией был ГАЗ-61-73 — первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан.
Хотя машина проектировалась для высшего командного состава РККА, комфорт заканчивался на закрытом типе кузова: в ГАЗ-61-73 не было даже отопителя (вспомним, что у VW Typ 82 он был)! Но в условиях войны в цене были другие достоинства: тяговитый мотор, ремонтопригодность, высокая скорость на бездорожье, проходимость и надежность.
Ford GPA
Разработка велась на базе отлично зарекомендовавшего себя Willys MB (выпускавшийся под брендом Ford вариант назывался GPW). В ходе испытаний автомобиль марки Форд проявил себя лучше конкурента, кроме того, был значительно легче. Машина оказалась чрезвычайно удобной заменой малым речным катерам, которые спускали в воду для сооружения понтонной переправы. В отличие от катеров, амфибии не требовалась транспортировка и сложные действия по спуску на воду и обратного подъема на грузовики для дальнейшей перевозки. В 1942 году автомобиль поступил на вооружение Армии США. Но через год его производство свернули.
Бронеавтомобиль легкого класса БА-64 и бронеавтомобиль среднего класса БА-10
Разработка БА-64 началась летом 1941 года и включала в себя комплексный подход к созданию техники подобного класса: советские конструкторы приняли во внимание как собственные наработки по созданию двухосных и трехосных бронеавтомобилей в 30-е годы, так и опыт, полученный при изучении трофейной немецкой техники. В условиях жесткого дефицита ресурсов и времени инженеры сумели создать конкурентоспособный автомобиль всего за полгода.
К числу безусловных достоинств БА-64 относились ремонтопригодность (в основе машины лежало шасси ГАЗ-64 с максимально унифицированными запчастями), огромный дорожный просвет, большие углы въезда и съезда, возможность преодолевать брод глубиной до 90 сантиметров, высокая автономность в бою (малый для такого класса машин расход топлива и большой топливный бак), неприхотливость к горюче-смазочным материалам и высокая максимальная скорость.