Найти в Дзене
project HERMES

Почему индийцы не хотят расставаться со своей системой варн (каст)?

Во всех работах, в которых рассказывается об Индии, обязательно упоминается такая важная особенность культуры этой страны как деление общества на касты (они называются «варны»—цвета или качества). Причем после Завоевания система варн всегда описывается в мрачных тонах как пережиток ужасного средневековья, который дескать не дает развиваться индийскому обществу.

Тем не менее у самих индусов совсем другая точка зрения на варны, и в целом они очень положительно относятся к этому непонятному для европейцев явлению.

В этой статье я предлагаю рассмотреть тот глубинный смысл системы варн, которая сохраняется в Индии уже много веков, с позиций здравомыслия и любомудрия.

Сначала коротко напомню о чем идет речь.

Все индийское общество разделено на четыре важнейших варны-касты:

1. Люди Знания (брахманы)

2. Воины (кшатрии)

3. Торговцы и ремесленники (вайшьи)

4. Слуги и рабочие (шудры)

И есть еще большая часть населения вне варн, так называемые неприкасаемые.

Границы между варнами довольно жесткие и охраняются тремя запретами для представителей разных варн:

· Запрет на брак

· Запрет на совместную трапезу

· Запрет на совместную молитву

Со стороны может показаться, что такая система очень несправедливая и даже попахивает апартеидом из-за очень жестких межварновых запретов и ограничений. Но на самом деле все совсем не так, как пишут европейцы, не понимающие смысла всей культуры Индии. Сами индийцы относятся к своей системе варн крайне положительно и не хотят ничего менять в ней.

Вот и давайте разберемся, откуда происходит такая разница в оценках.

Семейные праздники-санскары
Семейные праздники-санскары

Как все знают, основой семейной жизни каждого индуса являются санскары (их можно примерно перевести как «семейные обряды» или «праздники», иногда как «акт осознания»), которых в Древности насчитывалось более 40, а сегодня из них соблюдают всего около 10. Изначально система санскар (именно как система) была направлена на замысливание, зачатие, вынашивание и воспитание достойного члена индийского общества и члена семьи. Каждая санскара проводится в определенном возрасте и имеет очень глубокий и достаточно ясный смысл. Никакого отношения к религиозным обрядам санскары не имеют!!!

Санскары собирают всегда большое количество родственников и друзей и сопровождаются огромной радостью. Многие санскары современные индийцы записывают на видео и выкладывают на своих каналах на YouTube. Вот для примера описание смысла нескольких санскар:

1. Смысл Гарбхадхана-Самскары (букв. подготовка «поля к засеиванию» (к зачатию) заключается в замысливании ребенка, в призвании Высокой Души из самых высших блаженных миров и Вселенных. Эта санскара направлена на духовную часть человека еще до его зачатия. Правильное выполнение этой санскары призовет в семью молодоженов, готовящихся стать родителями, высокую душу мудреца и философа.

2. Пумсавана-самскара совершается для продолжения сильного и крепкого Рода на Земле, чтобы Пришедший соблюдал и охранял Законы Дхармы. Эта санскара направлена на душевную (чувственную) часть человека.

3. Симантоннаяна-самскара совершается для придания человеку хорошего телесного здоровья и ясности ума.

4. Джатакарма-самскара совершается сразу после рождения или в 11-й день после рождения и заключается в том, чтобы новорожденный получил поддержку Высших Законов нашей Вселенной в течение всей своей земной жизни.

5. НамаКарана-самскара — церемония наречения имени для Высшего тела человека. «Нама» означает «имя», а «Карана» — Причина или Исток всех миров и Вселенных. То есть речь идет не о наречении имени для земного тела человека (для его «стхула-шарира»), а для его Высшего Запредельного тела, находящегося выше всех тонких и грубых миров как их Причина или Исток («Карана-шарира» — Тело Причины).

6. Нишкрама-самскара — «первое знакомство с Природой», первое соприкосновение с ласковыми лучами Сурьи-Солнца.

И так далее.

А сейчас я предлагаю рассмотреть более подробно санскару, которая называется «Аннапрашана». В переводе с пали это слово означает «выбор пищи», причем под словом «пища» понимается не только и не столько пища для тела, сколько пища для ума и для души. Этот обряд имеет целью определить важнейшие энергии, живущие в человеке, чтобы в дальнейшем человек шел по своему жизненному пути в полном согласии (гармонии) со своим внутренним миром. И тогда в мире воцаряется дхарма — гармония внутреннего и внешнего, и человека окружают порядок, покой и процветание.

Чтобы объяснить, что это такое, приведу очень простой пример. Проблема европейцев заключается в том, что люди ничего не знают о себе, о живущих в них энергиях, из-за чего их жизнь чаще всего представляет собой нагромождение хаотичных метаний в разные стороны. Пока мы учимся в школе, перед нами не стоит проблема выбора жизненного пути, и все проходят эту стадию «как все». Но после ее окончания встает вопрос: куда пойти? Продолжить обучение в ВУЗе или какое-то время поработать, чтобы выбрать направление, или, как делают многие мальчики, еще на пару лет отсрочить принятие важного решения и уйти в армию? А если пойти в ВУЗ, то в какой? И после этого начинаются проблемы с нелюбимой работой, с неправильно выбранным направлением жизненного пути и т.д.

Так вот, самое интересное заключается в том, что не надо дотягивать решение столь важного вопроса до почти совершеннолетия, так как живущие в человеке энергии можно определить в его самом нежном возрасте, пока он даже не научился ходить и разговаривать — т.е. в возрасте от 6 месяцев! Именно в этом возрасте и проводится обряд Аннапрашана в современной Индии и других странах, которые когда-то в Древности составляли с ней единое целое и до сих пор сохраняются в памяти народов — например, в Болгарии.

6-месячный младенец перед трудным выбором во время Аннапрашана
6-месячный младенец перед трудным выбором во время Аннапрашана

Смысл обряда Аннапрашана очень прост: перед младенцем на выбор кладут несколько предметов, имеющих символический смысл: книгу (для Человека Знания), нож (для Воина), украшения (для будущего ювелира), деньги (для будущего торговца, банкира или финансиста), фрукты (для земледельца) и т.д. Таким образом смысл санскары Аннапрашана заключается в том, чтобы ребенок проявил главенствующую в нем энергию уже с 6-7 месячного возраста, направив свои стопы или, пока он еще слишком мал, подполз к вожделенному предмету и коснулся его, чтобы, в соответствии с этими энергиями и его выбором, воспитывать в нем либо будущего Ученого и Человека Знания (брахмана), либо мужественного Воина и Защитника Дхармы (кшатрия), либо ювелира, банкира, землепашца и т.д.

Предметы расставляют полукругом возле младенца и смотрят, к чему потянется малыш. Как только его рука коснется того или иного предмета, его выбор определен, и он должен быть причислен к той или иной варне. Впоследствии его обучают в соответствии со сделанным выбором: Людей Знания (брахманов) обучают философии, медицине и т.д., Воинов—воинскому искусству, а шудру также направляют обучаться своим навыкам. И в дальнейшем, уже в процессе обучения, производят «более тонкие настройки» в соответствии со все более проявляющимися интересами ребенка. По этой причине система варн такая сложная и имеет так много «каталогов» и встроенных «подкаталогов».

Люди Знания в Индии
Люди Знания в Индии

В случае выбора книги и причисления малыша к варне Людей Знания (брахманов), ему на лоб ставят отличительные знаки, а присутствующий на церемонии Человек Знания (брахман) изучает поведение младенца и своего собрата и выносит свой вердикт, решая, какую именно сделать ему надпись на лбу. Таким образом, знаки на лбу (тилаки)—это не просто принадлежность к высшей варне, а еще и скрытая от непосвященных дополнительная информация о его высшем духовном пути.

Знаки на лбу - тилаки
Знаки на лбу - тилаки

Кстати, отсюда пошло выражение «Откуда ж я знаю—у него на лбу не написано», т.е. когда-то, встречая человека, по знакам на лбу можно было многое узнать о его внутреннем мире и его духовных устремлениях.

В отличие от современного общества, в котором мы живем, где самым почетным является сословие бандитов, мошенников и т.п., а всех, кто старается жить честно, с отвращением относят к низшему сословию, в Индии нет презрения ни к какому виду деятельности и ни к какому труду, если человек честно работает и кормит своим трудом свою семью. Поэтому там все люди относятся друг к другу с большим уважением, хоть и состоят в разных варнах (по разным видам деятельности).

Путаницу в понятие «варна» внесли завоеватели-англичане, стремившиеся ограбить и завладеть богатствами этого мудрого и трудолюбивого народа, и потому до сих пор стремящиеся всеми силами очернить его. И склонность к той или иной деятельности, которая выявляется мудрецами-брахманами еще в очень раннем возрасте, благодаря чему ребенка относили к той или иной варне, они назвали «сословием» и даже выстроили иерархическую лестницу индийского общества, будто бы построенную на угнетении и социальном неравенстве.

К сожалению, до сих пор в европейской литературе главенствует эта точка зрения завоевателей на индийскую культуру и, в том числе, на деление всего индийского общества на варны-сословия. Хотя можно иногда даже прочитать и о том, что система варн очень сложная и ни в коем случае не несет в себе социальную составляющую, что всего варн насчитываются десятки, и они имеют очень сложную и непонятную англичанам структуру.

Например, Люди Знания чаще всего ведут асоциальный образ жизни (проще говоря, бродяжничают), и все люди остальных варн всегда с радостью и любовью приветствуют их на улицах, приглашают в свои дома и позволяют им жить у себя, обеспечивая их всем необходимым. Во всем остальном мире погруженные в себя и вселенские проблемы Люди Знания тоже ведут асоциальный образ жизни, но в других культурах они вынуждены жить бездомными бродягами на улицах и питаться на помойках.

До Завоевания в Индии Люди Знания были теми самыми Мудрецами, о которых писал Платон, и которые управляли страной наилучшим образом. Сегодня Люди Знания в Индии—ученые, философы, учителя, правители, врачи и т.д. И само слово «брахман» не несет в себе никакой религиозной нагрузки, которую придали ему завоеватели.

Избравшие нож младенцы вырастают в стойких, справедливых и благородных защитников своего народа, семьи и Дхармы. Но воины не могут быть правителями сами по себе, а служат лишь опорой власти Мудрецов. Так было до Завоевания.

Далее все члены индийского общества занимаются тем делом, которое отвечает их внутренним энергиям, их устремлениям, их дхарме, поэтому они достигают в своем деле высочайшего мастерства и совершенства. Поэтому каждый член индийского общества счастлив и удовлетворен жизнью. Никто не завидует другому, потому что ювелиру нравится его работа и вовсе не привлекает суровая жизнь воина, и даже землепашец обожает выращивать растения и кормить всех остальных представителей разных варн, а не сидеть скрючившись над золотыми украшениями или воевать.

Так было до Завоевания… Индия тогда была невероятно богата, ее народ жил в достатке и наслаждался миром. До сих пор она остается Страной Чудес, восхищая нас своими непревзойденными научными и техническими достижениями.

Завоеватели разрушили индийские традиции и культуру, оклеветали народ Индии и создали стойкие негативные убеждения об этой великой стране. Они закрепили варны по наследственному признаку как сословия, и сегодня обряд Аннапрашана сохраняется лишь как некий пережиток прошлого, как народный обычай, не имеющий никакого смысла. И все же надо отметить: никакой социальной составляющей в системе варн нет, и есть очень много брахманов, живущих, как мы бы сказали, за чертой бедности, и очень богатых шудр, которые нанимают на работу представителей других варн, не говоря уже о тех, кто в Аннапрашане выбрал для себя деньги — богатых финансистах и банкирах-вайшьев.

Кто такие люди вне варн? Тоже вполне понятно: это люди, которые находятся вне индийской культуры и поэтому вне системы санскар. И для которых в возрасте 6-7 месяцев не смогли определить главенствующие внутренние энергии.

Ну и напоследок о строжайших межварновых запретах. Несмотря на то, что в так называемых «демократических» обществах все люди как бы равны, все равно между ними существуют барьеры огромной высоты, и эти барьеры практически непреодолимы. Все люди все равно делятся по имущественному, религиозному, образовательному и т.д. признакам. И все эти люди живут в разных мирах и измерениях.

идеальное застолье для Шарикова
идеальное застолье для Шарикова

Самый яркий и понятный пример—это «Собачье сердце» с как бы представителями разных варн: профессором Преображенским и Шариковым. Булгаков очень ярко и с большим юмором описывает общие застолья двух представителей этих разных миров, что доказывает великую мудрость древнеиндийских мыслителей, поставивших запрет на подобные совместные застолья.

Аналогично и запрет на брак—даже если молодые любят друг друга, но их семьи принадлежат к разным мирам, сваты все равно когда-нибудь обязательно передерутся и разрушат счастье молодых. Монтекки и Капулетти и множество других примеров. Или представим себе брак отпрысков Шарикова и профессора Преображенского—что с ними будет?

застольные беседы героев фильма "Собачье сердце"
застольные беседы героев фильма "Собачье сердце"

Ну и, наконец, последний запрет на общую молитву или вообще даже на разговоры на философские темы или темы веры, также вполне понятен и не нуждается в разъяснениях. Идеологические споры профессора Преображенского и Шарикова—это верх взаимонепонимания и взаимонеприятия.

Таким образом, межварновые запреты—это всего лишь мудрое ограждение от возможных острых углов, от трагедий в шекспировском духе или в остросатирическом духе Булгакова.

Ну а теперь сами решайте, насколько система варн в Индии является пережитком ее темного средневекового Прошлого, от которого ее избавили завоеватели, и почему сами индийцы воспринимают ее крайне положительно.

Если понравилась статья—ставьте лайки, пишите свои комментарии, задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал. Всем удачи в изучении Древней Мудрости.

При желании Вы можете посмотреть фильм, основанный на данном тексте:


Переходите на мой канал, пишите комментарии и ставьте лайки