Начиная с 2018 года торговые отношения между ЕС и США переживают напряженный период. После того, как американский лидер Дональд Трамп ввел тарифы на импорт алюминия и стали, а также пригрозил повысить тарифы на поставки европейских автомобилей, переговоры о торговой сделке ни к чему не привели. В последние месяцы США ввели новые тарифы на ряд сельскохозяйственных и промышленных товаров ЕС в ответ на европейские субсидии Airbus, а также на некоторые французские потребительские товары, реагируя на налог Франции на цифровые услуги, который непропорционально влияет на американские технологические компании.
ЕС, тем временем, укрепил свою переговорную позицию с США, договорившись в апреле о создании инструмента, позволяющего обеспечить соблюдение глобальных торговых правил без обращения в ВТО. Это, несомненно, важный шаг, учитывая, что механизм урегулирования споров Всемирной торговой организации в настоящее время оказался не только не эффективным, но и просто не работает.
Отметим, что на сегодняшний день ЕС хочет быть готовым к дальнейшему давлению на предстоящих переговорах, которые, помимо прочего, могут затронуть и намерение США включить сельское хозяйство в возможную сделку по торговле промышленными товарами.
Для Трампа пандемия коронавируса является эффективным предлогом для усиления его риторики в вопросах протекционизма и повторной локализации цепочек поставок. Введение дополнительных тарифов на товары из ЕС будет непопулярно внутри США в год выборов, но нельзя также исключать, что в 2021 году этот риск возрастет, если американский президент останется во главе страны на второй строк.
Тем не менее, дополнительные тарифы США нанесут ущерб европейской экономике и окажут давление на экспортеров, рабочие места и деловую уверенность, точно так же, как и пандемия COVID-19.
К примеру, Венгрия имеет открытую экономику с процветающим экспортным сектором, который является неотъемлемой частью цепочек поставок внутри ЕС. Около 80% венгерского экспорта приходится на партнеров по ЕС, а Германия является крупнейшим рынком сбыта венгерских товаров, на долю которого в 2018 году приходится 27% всего венгерского экспорта. Автомобильная отрасль является основной экспортной категорией, на долю которой приходится около 30% всего экспорта, и она привлекла значительные иностранные инвестиции, в том числе от VW-Audi и Mercedes-Benz. Также в настоящее время BMW строит завод в городе Дебрецен. Американские импортные пошлины на автомобили оказали бы крайне негативное влияние на Венгрию, поскольку она играет важную роль в цепочке поставок автомобильного сектора Германии.
Бизнес должен следить за проходящими переговорами. Те, кто работает в автомобильном секторе, хорошо осведомлены о рисках, а те, кто не знает, должны знать, что падение спроса США на автомобили из ЕС косвенно ударит по разным странам ЕС, в том числе и по Венгрии.