Прочитал сборник работ Даниила Ивановича Хармса «Я гений пламенных речей…». Писать аннотации и даже описывать свои впечатления относительно поэтических произведений вообще очень трудно. Когда речь заходит о такой противоречивой и неоднозначной фигуре — почти невозможно.
Его творчество не попадает вообще никуда. Стихи, пьесы — все кажется странным, особенным и невероятно многослойным. Предельно просто, часто нарочито и от этого противно. Это как я бы обнаглел и взялся писать о сборниках Бродского Иосифа Александровича.
Чем дольше я изучаю жизнь Хармса и его творчество, тем загадочнее для меня все, что с ним связано. Сборник «Я гений пламенных речей…» содержит кроме стихов еще его пьесу «Елизавета Бем». Она так меня заворожила, неизвестно чем правда. Я читаю ее уже лет 10 чаще, чем хотелось бы. Рисую про себя декорации, костюмы, мимику.
Есть в сборнике и собрание документов, которые регулировали или скорее описывали деятельность движения ОБЭРЕУ. Это весьма занимательные документы. Деятельность закончилась в 1931 году ссылкой в Курск. Это не удивительно. Удивительно то, что потом это все возродилось в виде собрания «чинарей».
Стихи завораживают своей прелестью. Причем не просто образной прелестью, глубиной образов или объемностью этих образов. Именно красотой. Красота вообще странное явление и описанию она не подлежит. Например, мне отвратительна красота прерафаэлитов и завораживает уродство московского авангарда. В стихах все сильно проще и сложнее одновременно.
В поэзии можно не только увидеть строчки и их движение на странице. Еще можно услышать музыку звуков речи и уловить смысл. Причем отдельные смыслы есть и у звуков, и у интеллектуальных конструкций смыслов. Сочетание же этого непостижимо. Эта непостижимость давалась Хармсу. Давалась так, как не давалась никому.
ОБЭУРЕУ стремилось к тому, чтобы очистить слово от смысла. Голые слова были из идеала. Что это такое? Я понял это только после того, как стал общаться с отцом, пережившим инсульт. Инсульт сделал его невосприимчивым к несуществующему и придуманному. Он не смотрел фильмы и ругался на них, если находил в них фантазии.
Не читайте стихов Хармса, вы можете вдруг оказаться внутри. Это как звон в голове, когда сильно падает давление. Ощущение физическое, как от бас-гитары или низких частот. Оно усиливается, когда звуки обретают гармонию.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк!