Найти тему
Зерно

Грозные мужчины по Репину

Мужская доля в картинах Ильи Ефимовича Репина приобретает краски. Тяжесть поступков, сложность работы, темнота мыслей все это можно видеть в произведениях художника.

Но не всегда все ограничивалось только грозностью, серьезностью и печалью, были и у некоторых героев картин свои праздники на улицах.

Давайте посмотрим фрагмент картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" 1885 год. Кипение страстей достигло печального предела, финал без возможности восстановить все обратно. Остался ли царь живым, после такой потери, живым, то есть еще человеком? "Не убий". Но обсуждались еще и другие вещи, почему кровь такого цвета, и мог ли сын оказаться живым, от такой раны, были ли шансы...

"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" 1885 год.
"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" 1885 год.

Картина Николай Мирликийский освобождает от смертной казни трех невинно осужденных, 1888 г., прямое призвание к отмене смертной казни, создана под воздействием толстовской исповеди. Влияние Толстого сказалось на эволюции замысла, в первой версии картины святой отводит меч палача физически, то в последующих двух возникает любимая художником тема поединка взглядов - и палач, побежденный нравственно, сам останавливает процедуру. Но где гарантии, что палач не передумает в последнюю минуту, все таки это его "профессиональный долг".

Картина Николай Мирликийский освобождает от смертной казни трех невинно осужденных, 1888 г.
Картина Николай Мирликийский освобождает от смертной казни трех невинно осужденных, 1888 г.

Знаменитая картина: "Бурлаки на Волге", 1870-1873 гг. даже сегодня будит во мне эмоции и воспоминания, которые были первый раз, когда меня познакомили с этой картиной Репина в детстве.

Уставшие, в оборванной одежде, грязные, голодные люди, обдирая свои плечи и грудь тянут свою ношу из последних сил. Нет счастливых лиц, только доля, которая выпала народу. Несмотря на золотистый песок, солнечный день, чистые воды - действительность бытия людей очевидна. Всю жизнь бурлака можно прочитать в одном взгляде.

Фрагмент картины. "Бурлаки на Волге", 1870-1873 гг.
Фрагмент картины. "Бурлаки на Волге", 1870-1873 гг.

Картина "Арест Пропагандиста" 1880-1889 гг. - повествовательно насыщенный бытовой жанр. Тревожная картина, находки компроматов, жесткие взгляды, чтение записок и сам пропагандист в красном, без сопротивления не создает лишней суеты, ее итак достаточно!

"Арест Пропагандиста" 1880-1889 гг.
"Арест Пропагандиста" 1880-1889 гг.

"Не ждали" тоже вдохновлена конкретным событием, но на этот раз наконец радостным - манифестом Александра III об амнистии политическим ссыльным. Вроде бы все благополучно, осуждение, тюрьма, свобода, дом, но, что- то не то во взглядах домашних, что-то не так происходит в семье.

Современники долго спорили, кто эти люди осужденному. Сын, дочь или брат и сестра. А женщина в серном платке, может мать, а может и гувернантка. Девочка насторожена, а мальчик возбужден, они непременно знали нашего бывшего арестанта. И только горничная невозмутима, держит рукой ручку двери. Вот так!

Не ждали.
Не ждали.

Про художника говорили: "Репин - художник целого"!

И можно заметить, что с годами художник стал рисовать проще, отвлекаясь на свои чудачества. На последнем автопортрете в 1923 году художник достиг последней простоты выражения - перо, чернила и бумага.

Автопортрет. 1923 год.
Автопортрет. 1923 год.

Шедевров, что мы видели раньше уже не случиться. 1930 году Репин скончался.

Благодарю за интерес!

Получить услугу - единовременную выплату на детей можно и без сбоя программы

У женщин красивая картина вызывает активность в обоих полушариях, у мужчин - только в правом

Почему женщины могут несколько дел делать одновременно

Французские женщины забыли свой пол, отправляясь на воздушный шар

Снятая дамой юбка, накинутая на голову мужчине помогла избежать трагедии...

Куда можно оперативно обратиться работнику, если его права нарушаются

Годы уходят на поиски партнерши