Найти в Дзене
Медиапалуба

Кто построит док для атомных ледоколов - Россия или Китай?

«Атомфлот» объявил конкурс на строительство плавучего дока грузоподъемностью 30 тыс.тонн для обслуживания действующих и строящихся атомных ледоколов проекта 22220. При этом максимальная цена контракта в 5 млрд для российских верфей может быть низкой.

Как сообщается в закупочных документах, плавдок предназначен для ремонта атомных ледоколов «50 лет Победы», «Ямал», мелкосидящих - «Таймыр» и «Вайгач» и строящихся ЛК-60 типа «Арктика».

Док должен быть построен за два года пять месяцев с момента подписания контракта, максимальный заложенный срок службы — 40 лет.

Эксплуатировать док планируют на базе «Атомфлота» в Мурманске.

Сейчас атомный флот ведомства обсулживается в собственном плавдоке той же базе «Атомфлота» и на площадях бывшего Мурманского СРЗ. Однако по габаритам все эти плавучие доки слишком малы для ЛК-60. Единственный плавдок, который мог принять эти суда ПД-50 утопили в 2018 году.

Заказ на строительство плавучего дока с другой стороны не новость. Это было заложено в программу «Росатома» по строительству четвертого и пятого атомных ледоколов пр.22220 и судна для перегрузки ядерного топлива. По ценам 2018 года общая стоимость программы оценивалась в 136 млрд руб.

Далее начинается интересное. По документам закупки в конкурсе могут участвовать только российские компании. В свое время в качестве основных претендентов на этот заказ называли Балтийский завод, керченский завод «Залив», СК «Звезда». Однако все три верфи сейчас загружены. Балтийский завод строит еще два ЛК-60, «Залив» получил контракт от Минобороны на строительство двух универсальных десантных кораблей, дальневосточная «Звезда» и вовсе завалена заказами на нефтяные и СПГ-танкеры (да и возможностей строительства там пока нет).

-2

Кроме того, по сведениям того же «Коммерсанта», цена заказа для российских верфей низкая.

«Собеседники “Ъ” ранее говорили, что в среднем предприятия готовы были браться за заказ за 8 млрд руб., при этом за рубежом цена составляла порядка 4 млрд руб», - пишет «Коммерсант».

Ранее «Атомфлот» интересовался возможностью строительства плавдока на зарубежных верфях, в частности в Хорватии и Китае. Нынешние технологии модульной сборки позволяют строить отдельные блоки сооружения на верфи и стыковать их уже на месте работы. На примере «Афрамакс» танкера постройки СК «Звезда» судно, которое из иностранных блоков стыковали в России считается российского производства.

Плавдок грузоподъемностью 40 тыс тонн для СК «Звезда» постройки китайской верфи Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co.
Плавдок грузоподъемностью 40 тыс тонн для СК «Звезда» постройки китайской верфи Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co.

По случайности буквально на прошлой неделе шанхайская верфь Jiangnan Shipyard (входит в государственную корпорацию China State Shipbuilding Company, CSSC) начала строительство крупного плавдока грузоподъемностью...30 тыс.тонн. Габариты сооружения схожи с теми, что прописаны в конкурсе «Атомфлота» - 250 м на 60 м при осадке в 4,8 м. Возможно и правда строят его для России?