Найти тему

О жизни и духовных поисках Германа Гессе: как привести мир в равновесие?

 Фото: ok.ru
Фото: ok.ru

Искавший гармонию на Востоке, в психологии и в европейской культуре − Герман Гессе закончил свой роман "Игра в бисер" в 1942 году, он стал последним. Вплоть до своей смерти писатель больше не создавал крупных произведений. Нашел ли он то, что искал?

Судьба с рождения наделила Германа Гессе необычным, но, кажется, столь необходимым для него фундаментом, на котором он будет кропотливо, в течение всей жизни пытаться искать решение тех проблем, что он перед собой поставит...

Фото: twitter.com
Фото: twitter.com

Мальчик родится в семье миссионеров, его отец − Иоганнес Гессе, по долгу службы некоторое время проведет в Индии. Своего сына (второго по старшинству из четырех детей в семье) он с раннего детства отправит учиться сначала в миссионерскую школу, затем в христианский пансионат, (уже здесь Гессе начинает писать, рисовать, учиться играть на музыкальных инструментах), в возрасте 14 лет юноша отправится учиться в семинарию в монастыре Маульбронн.


Фото: 24smi.org
Фото: 24smi.org

Весной следующего же года он пропадет из монастыря, его найдут неподалеку, спящим в стогу сена, отношения с профессорами и друзьями ухудшатся, Герман Гессе остается в одиночестве. Родители отправят его в лечебно-исправительное учреждение, после Гессе попробует продолжить обучение в гимназии, но и здесь долго не задержится, он устроится учеником в типографию, будет помогать отцу в миссионерском издательстве, работать механиком на часовой фабрике...

В 1895 бешеный круговорот, наконец, остановится − Гессе попадет помощником продавца в книжную лавку. На сэкономленные деньги в 1899 году, будучи 22-летним юношей, Герман Гессе издаст свои первые книги: сборник стихотворений "Романтические песни" и сборник рассказов "Час после полуночи". Эти публикации останутся незамеченными, но все же дадут ему вступление в литературную жизнь.


Фото: ruspekh.ru
Фото: ruspekh.ru

Так начнется действительно насыщенная, драматичная жизнь великого писателя, и она не будет скупа на события. Вскоре Гессе организует свой журнал, посвященный проблемам культуры, отправится в путешествие в Индию, вернувшись, поселится в Швейцарии. С началом Первой мировой войны, желая в рядах добровольцев отправится на фронт, Гессе будет признан негодным для службы по состоянию здоровья, тогда он станет сотрудничать с посольствами, принимать участие в работе социальной службы по оказанию помощи немецким военнопленным.

1916-1917 годы станут, наверное, самыми трудными для Гессе, он будет тяжело переживать смерть отца и обострившееся психическое заболевание жены. Находясь на грани нервного срыва, Гессе пройдет с Йозефом Лангом десятки сеансов психоанализа, уедет, спасаясь от окружающего его ужаса, в итальянскую Швейцарию, где будет писать согретые южным солнцем акварели, а затем, в 1921 году вновь вернется к сеансам психоанализа, на этот раз − с самим Карлом Юнгом.


Фото: samwoolfe.com
Фото: samwoolfe.com

Стоит сказать, за свою долгую жизнь Гессе будет трижды женат, и только последний брак, в который писатель вступит в 1931 году, можно назвать счастливым.В 1942 году часть его произведений запретят на территории рейха, полностью запретят публиковаться в газетах. А уже весной того же самого года будут дописаны последние строки романа "Игра в бисер", над которым автор работал последние одиннадцать лет. В 1946 году Гессе получит Нобелевскую премию, в 1951 году выйдет первое в Германии издание романа. Через 20 лет писатель уйдет из жизни.


Фото: academic.su
Фото: academic.su

И это только те штрихи, которые можно назвать основными в его портрете. Пройденный путь с трудом отождествляется  с гармонией, может, потому он так отчаянно и упорно будет добиваться ее в своих произведениях. И искомое спасение он мыслит, конечно, по-немецки − в объединении противоположностей.Хотелось бы сосредоточить внимание на последних произведениях Гессе, о его пути к гармонии и единству.  В романе "Степной волк", вышедшем в 1927 году, этот поиск будет замкнут на внутренней жизни личности и строиться на архетипах Юнга.

Архетипы − иначе, образы, сложившиеся еще в глубокой древности, и постепенно накапливающиеся в коллективном бессознательном последующих поколений. Они передаются нам с рождения, по наследству, и мы имеем с ними дело, даже если не подозреваем об этом.


Фото: pinterest.com
Фото: pinterest.com

Один из главных конфликтов "Степного волка" в то том, что в герое  Гарри  с трудом пытаются ужиться две части его личности: человек и волк. Поэтому он считает себя сумасшедшим. Речь здесь, конечно, о метафорическом волке, о том, что живет внутри каждого из нас, или, по Юнгу, об архетипе Тени. Тень представляет собой относительно отдельную, неподвластную нам часть нашей личности, и содержит все то, что личность не может принять в себе из-за кажущейся абсолютной несовместимости с имеющимися представлениями о себе.Гарри — человек, осознавший, что внутри него есть Тень, враг в нем самом вступает в конфликт, из которого, по Юнгу, человек должен в конечном счете выйти целым. Противоположности обязаны соединиться и превзойти себя в едином целом. Об этом и пишет в "Степном волке" Герман Гессе. Первая гармония − единство и равновесие внутри себя самого.


Фото: snoska.ru
Фото: snoska.ru

Вслед за "Степным волком", в 1930 году свет увидел роман "Нарцисс и Златоуст". Писатель сталкивает два пути понимания мира: рациональный и эмоциональный. Здесь можно проследить тему "аполонического и дионисического" духов, сформированную, конечно, под влиянием Ницше, и вновь архетипические структуры Юнга, а именно, так называемый "мужской" и "женский" ум. Два персонажа романа представляют собой диаметрально противоположные взгляды на мир: Нарцисс − это логика, наука, рассудительность, порядок, он представляет собой "мужской" ум, а Златоуст − природа, страсть, непостоянство, эмоциональность, то есть "женский" ум.

Свой путь к познанию самих себя и мира они тоже, конечно, проходят совершенно по-разному.И снова Гессе мастерски показывает, как эти две противоположности прекрасно дополняют друг друга, хотя и предписывает им разные пути к познанию мира и себя самого. Писатель говорит нам о том, что обретение полного и гармоничного познания мира возможно только при объединении этих двух подходов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Книги
3507 интересуются