Этой весной мы стали свидетелями многоходовой трансферной операции. Такого крупного обмена на рынке КХЛ я что-то даже не припомню за многие годы существования лиги. Задействовано сразу несколько команд: питерский СКА, магнитогорский «Металлург» и хабаровский «Амур».
Май перестал быть томным. На этой неделе завершается крупный обмен, который готовился минимум две недели. Три клуба искали всевозможные схемы, как провести трансфер – уточнялись имена и фамилии игроков, задействованных в сделке.
В классическом смысле «менялы» – это люди, которые занимались обменом монет одного государства на монеты другого государства в давние времена, пока не стали формироваться финансовые учреждения. Позже так называли тех, кто умел грамотно обменять любую вещь: от пианино и пластинок до велосипеда и гаража. Теперь менеджерам клубов тоже в какой-то степени надо уметь грамотно распоряжаться правами и контрактами игроков на хоккейном рынке, чтобы получить свои выгоды от любого обмена.
Итак, Питер-Хабаровск-Магнитка: сделка озвучена. На примере этого крупного обмена два крупных игрока КХЛ показали, что ограничения «потолка» можно нивелировать путём нехитрых обменов. Признаюсь: изначально я радовался тому, что новые границы «пола» и «потолка» зарплатных ведомостей клубов КХЛ постепенно выравняют составы команд и усилят конкуренцию внутри чемпионата. Но это были иллюзии. Мне очень жаль, но смысл введения финансовых «стоп-кранов» только один: обрушить раздутые в «жирные» времена оклады хоккеистов. Ни о какой конкуренции речи пока быть и не может. «Амур» как был, грубо говоря, «без штанов», так и остался без оных.
МНОГОХОДОВКА
первый ход: «Металлург» заключил двухлетний контракт с бывшим нападающим «Адмирала» Владимиром Бутузовым
второй ход: СКА обменял нападающего Сергея Плотникова в «Амур» на форварда Игоря Руденкова
третий ход: «Амур» отправил Сергея Плотникова в «Металлург» в обмен на нападающего Егора Спиридонова, права на защитника Егора Замулу и нападающего Дениса Смирнова (играющих сейчас в низших лигах Северной Америки), защитника Савелия Ольшанского и денежную компенсацию.
четвёртый ход: СКА обменял нападающих Илью Каблукова и Максима Карпова в «Амур» на Спиридонова и на права на Замулу.
пятый ход: точку ставить пока рано – скоро узнаем продолжение.
Но зачем так усложнять трансферный рынок? Это напоминает мне ситуацию на овощной базе. Вы пришли покупать картошку, но вам впарили сначала свеклу и лук. Потом эту свеклу с луком меняете на морковь. И только уже у третьего прилавка вы забираете долгожданный картофель, отдавая взамен немного денег и морковь. Но почему нельзя сразу купить картофель или обменять его напрямую с хозяином?
В итоге, у «Амура» не осталось ни картофеля, ни моркови, ни свеклы – пучок лука и немного кэша (как процент через «обналичку»). По сути, Хабаровск в этой ситуации стал неким «отмывочным» звеном, как это было в 90-е, когда процветали фирмы-однодневки для мутных сделок.
Впрочем, допускаю, что напрямую клубы Магнитогорска и Санкт-Петербурга могли и не договориться. Зная «тёплые» отношения СКА и «Металлурга», вряд ли обе стороны нашли бы взаимовыгодный вариант. Пришлось задействовать «Амур».
Обиднее всего в этой сделке, наверно, Владимиру Бутузову. Казалось, у него появился шанс поиграть в более сильном клубе, но в итоге его снова судьба занесла на Дальний Восток.
Мне с трудом верилось, что дорогостоящий Сергей Плотников останется играть в Хабаровске. При всех равных, будем честны: «Амуру» борьба за Кубок Гагарина не светит. А Сергей – игрок уровня первого-второго звена. К тому же есть, личные амбиции – что-то ещё выиграть и быть на виду тренеров национальной сборной. В таком случае карьеру надо продолжать в одном из клубов, которые всегда борются за высокие места. В итоге, переезд в Магнитогорск станет для воспитанника хабаровского хоккея новым вызовом в карьере.
Более того, Плотников – как раз тот игрок, о котором можно говорить, что он ТОП-6. Безусловно, это усиление для уральского клуба. Плотников – справа, Мозякин – слева. С хорошим центром это может получиться довольно интересное звено.
История последних трансферов выглядит весьма занятно. СКА заполучил из Магнитогорска Виктора Антипина, Евгения Тимкина (обоих без всяких обменов), Егора Спиридонова, права на защитника Егора Замулу (который в любой момент может вернуться играть в Россию), а также наглым образом «слямзил» талантливого вратаря-юниора Сергея Иванова. При этом клуб с берегов Невы избавился от дорогостоящих Плотникова, Карпова и Каблукова.
А «Металлург», в свою очередь, из Питера заполучил Артёма Земчёнка и Сергея Плотникова (который явно не хотел сильно терять в деньгах в СКА и стал предметом крупнейшего обмена). Хотя некоторые СМИ пишут, что точку в этой многоходовке ставить ещё рано: Карпов и Каблуков тоже не задержатся в Хабаровске. Им прочат переходы либо в Магнитку, либо в Омск.
Кто же выиграет в конечном итоге от этой сделки? Время покажет. Как тут не вспомнить давний фразеологизм про «шило» и «мыло». И кому больше повезло с обменом в данном конкретном случае – покажет новый чемпионат КХЛ и результаты команд, участвовавших в обмене, в том числе и игра непосредственных фигурантов сделки.
Алексей ДУЗЕНКО (хоккейный обозреватель)
Всем спасибо - надеюсь, вам было интересно.
Не забывайте подписываться на мой канал: Hockey Duzenko