Роспотребнадзор издал свои разъяснения по поводу того, как нужно обслуживать людей в магазинах без масок. Считаю важным прокомментировать эти разъяснения и обратить внимание на практические моменты, которые касаются каждого. Вышли они 20 мая 2020 года. Итак, что разъясняют нам чиновники Роспотребнадзора?
Во-первых, сказано, что данное разъяснение создано в связи с массовым обращением торговых организаций. А это значит, что количество конфликтов в магазинах и обращений в Роспотребнадзор достигло такого уровня, что без разъяснений уже никак нельзя. И это хорошо. Это значит есть люди, которые готовы отстоять свои права, имею способности и силу характера. Но, подождите радоваться ещё рано.
Далее Роспотребнадзор указывает, что ношение маски обязательно, если сложилась соответствующая ситуация, при которой есть угроза заражения. И главное условие, если есть нормативный акт, предписывающий ношение маски тем или иным людям.
Другими словами, исходя из их разъяснений появление человека без маски в магазине будет признано противоправным только в том случае, если издано законное постановление, которое предписывает носить маски в конкретной местности, т.е. адресовано конкретным людям, проживающим в конкретной местности. И в этом случае Роспотребнадзор считает, что нахождение без маски несёт угрозу жизни и безопасности окружающим людям.
Это так сказать теоретическая основа, из которой следует главное разъяснение, а именно, Роспотребнадзор объяснил, что официальное мнение его такого, что когда работники, администрация или охранники не впускают людей в магазин без масок, то действуют они абсолютно законно. И при этом не нарушают права потребителей и гражданский кодекс. Вот так берут и разъясняют. Когда можно соблюдать законы и гражданский кодекс, а когда можно и не соблюдать. Например, если это противоречит принципу разумного поведения. Но принцип разумного поведения у каждого свой.
Для любого юриста это нонсенс, когда какая-либо организация берёт на себя полномочия толковать закон и решать, когда этот закон можно соблюдать, а когда его можно нарушить. При том, что эта организация не является судом или самим законодателем. И тем более, которая ставит принцип разумности поведения над соблюдением закона. Повторяем не будучи судом, который решает кто прав, а кто виноват.
Кроме того, Роспотребнадзор указывает, что посетители без масок независимо от нарушения магазином прав потребителей могут привлечь к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП за нахождение в общественном месте без маски. Но при наличии нормативного акта или введённых обязательных правил поведения.
Итак, какие практические выводы можно сделать из этого разъяснения Роспотребнадзора?
Вызывайте полицию, только если уверены, что сможете отменить постановление по ст. 20.6.1 КоАП. Потому что теперь в каждом магазине будет распечатка разъяснения Роспотребнадзора.
Но, если вам так сказать деваться некуда и всё-таки товар необходим, то можете, например, понадкусывать колбасу, хлеб, раскрыть упаковки и сложить всё в корзину, подходя к кассе. В этом случае отказ вам оплатить товар, обозначает для магазина прямой убыток. Потому что все эти напитки и упаковки, которые раскроете, придётся выбросить и это прямой убыток для хозяина магазина. И магазину придётся предоставить вам возможность оплатить этот товар. Потому что его цену повесят на кассира и охранника. И им легче дать вам возможность купить товар, чтобы не иметь прямые убытки. Вы вполне можете укусить булку, надкусить колбасу, т.к. в этом нет ничего противозаконного. Потому что вам предоставили возможность их купить, и вы готовы их оплатить. Вы ничего не воруете и никому не причиняете ущерба. Но этот маленький секрет позволит вынудить продавца отпустить товар.
Далее следует понимать, что разъяснения о которых говорим, касаются того, чтобы не пускать человека без маски в магазин. Причём ненасильственно не пускать. Если есть хоть какое-нибудь насилие, то следует сразу вызывать полицию. Это значит, что охранник не имеет право прикасаться к вам и оказывать в отношении вас какое-либо силовое воздействие. Но существует большой вопрос, касается ли это обслуживание человека на кассе. Ведь, если человека уже пустили в магазин и дали ему возможность выбрать товары, то на кассе уже не решается вопрос продавать или не продавать. Этот вопрос уже решён. На кассе уже должны обеспечить возможность оплатить этот товар удобным образом в национальной валюте. И здесь уже действует закон «О защите прав потребителей. Но мы с вами понимаем, что эти тонкости закона никто принимать к сведению не будет. И если обратимся в правовом поле в суд, то этот вопрос будет решаться очень долго и неизвестно как решиться. И тем более все понимают, что при покупке продуктов обращаться в суд, конечно же, нецелесообразно.
Далее очевидно, что Роспотребнадзор взял на себя такие полномочия как толковать закон. Таких полномочий этой организации никто не давал. Но понимаем, что если организация имеет статус государственной, то к её голосу будут прислушиваться. И единственным способом восстановить свои права будет обращение в суд. Но, опять же хотим повториться. При покупке продуктов обращение в суд и долгое судебное разбирательство не имеет никакого смысла. И не имеет смысла тратить на это деньги, время и силы. И этим в данной ситуации будут пользоваться.
И главный вывод который можно сделать из разъяснений
Роспотребнадзора: обращаться в Роспотребнадзор или в другие организации по закону о защите прав потребителей стало бесполезным. Потому что все они будут учитывать разъяснения Роспотребнадзора. И поэтому какие-то юридические способы воздействия (вызов полиции, составление протоколов, написание жалоб) становятся фактически бесполезными. К сожалению, должны это признать. Остаётся только действовать проверенными народными методами, которые исключают не оплату продуктов в магазине.