Морально-личностный стереотип каждого человека индивидуален. Он формируется как по генотипу, так и фенотипу. Гены или то, что "падает от яблоньки", дает нам основные признаки характера: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Плюс возрастное формирование психики. Фенотип - это влияние внешней среды на формирование личности, человека. Такие черты, как доброта, ответственность, порядочность, сострадание к ближнему, честность, обязательность, чувство долга, прививаются уже с "молоком матери", воспитанием в семье, в обществе. Каждый усваивает плоды воспитания индивидуально, в силу своих возможностей.
Я пришел к этому видению вопроса по личному жизненному опыту...
В начале 80-х, я жил на селе. Однажды, в декабре, был мороз -25С, в три часа дня стайка малышей пяти-семи лет играла на снежной горке. У мальчика шести лет, хиплого телосложения, с головы сшибли шапку. Он заплакал. На фоне всеобщего веселья, плачь добавил смеха честной компании. Затем у него сняли варежку, другую, валенки. Возражением был только плачь обиженного ребенка. Вдруг кто-то вспомнил, что по телевизору будут показывать интересные мультики 20-25 минут, опаздывать было нельзя! Моментально, стайка мальчишек рассыпалась по домам, кроме одного… Он нуждался в помощи, но о нем забыли. Около шести вечера, доярки шли на вечернюю дойку, на ферму и нашли в сугробе тело замершего мальчика…
С рожденья, мы все разные. Кто-то сильный, напористый, может вести за собой. А кто-то слабый, безвольный, нуждающийся в постоянной опеке. Таким оказался и тот малыш. Защиты опекуна рядом не было…
Летом, около нашего дома, строился двухэтажный многоквартирный дом. Раствор для кладки кирпичей делали на строй-площадке с помощью корытообразной бетономешалки, высотой до 80 см. Внутри корыта находилась спиралевидная рамка. Агрегат подключался к электропитанию через рубильник на высоте 1 метр 70 сантиметров, находящийся на столбе в защитном кожухе. Рядом с бетономешалкой, располагалась прекрасная большая куча желтого песка. Территория была огорожена редким штакетником. Как помню, это была пятница, короткий рабочий день, выдавали зарплату. Рабочие поспешно покинули строй-площадку, забыв вырубить рубильник. Веселая стайка малышей четырех-семи лет проскользнула через забор и начала играть в импровизированной песочнице. Бетономешалка тоже оказалась в центре внимания малышей. Девочка пяти лет залезла в корыто, ногами уперлась в рамку и стала ее раскачивать. Мальчик по-старше, нажал на пусковую кнопку…
Детские психологи, считают, что до двенадцатилетнего возраста, детям не свойственно чувство сострадания. Они не способны самостоятельно спрогнозировать ситуацию, после своих импульсивных действий любого характера. Они настоятельно рекомендуют развивать это чувство на примере отношения к животным, друг к другу почти с пеленок. И они в этом правы! Вместе с чувством сострадания, появится ответственность и чувство доброты.
Оба случая, следует характеризовать, как случайность.
В нынешней действительности, нашего квазибуржуазного общества, недоразвитого, уродливого, живущего по законам джунглей, не способствует развитию хороших, добрых чувств у детей. Потоки насилия с экранов компьютеров, телевидения, все более нарастающее социальное неравенство, ожесточает не только взрослых, но и младшее поколение.
Воспитанием молодежи, даже с детского сада и до выпуска в университетах, никто не занимается. Да и никому это не нужно, в принципе! Рабы для наших «буржуа» должны быть злыми, жестокими, бессердечными, голодными и трусливыми. Должны не жить, а выживать, слушаясь своего «Господина»!
Поэтому, семена детской жестокости, бессмысленной по своей природе, падают на благодатную почву сегодняшних реалий. Хочу воспользоваться фразой: «Посеев ветер, пожнут бурю!» Таково наше ближайшее будущее… А бурю в белых перчатках никто не делает…
Жду Ваших комментариев. Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.