Найти тему
Пенсионер России

Оптимизация - наоборот. Есть ли шанс у российского здравоохранения?

Трудно спрогнозировать, каким могло быть здравоохранение, если бы его не покромсали в период оптимизации. Ясно одно: без инвестиций не по остаточному принципу, без чуткого и экономически обоснованного подхода к отрасли пандемические атаки и прочие «удары судьбы» по нашему здоровью отражать будет все труднее.

Есть ли у власти план преобразования медицинской отрасли, чему научила чиновников и законодателей эпидемия? Об этом размышляет депутат Государственной думы, руководитель рабочей группы по здравоохранению и фармацевтике Александр Петров.

Фото с сайта ura.ru
Фото с сайта ura.ru

– Александр Петрович, наши читатели который год подряд рассказывают и пишут о том, что месяцами не могут попасть на прием к «узким» специалистам, жалуются на отсутствие льготных лекарств по рецептам.

Между тем работу над ошибками – увеличение финансирования, поиск более эффективных форм управления – власти обещали нам еще в прошлом году. Так ли надо было сокращать расходы на медицину, помогут ли поправки в Конституцию впредь не допускать подобных горе-реформ?

– Помню, как несколько лет назад Президент обратился к Правительству РФ и Государственной думе с просьбой увеличить финансирование на перевооружение нашей армии. Была заявлена цифра в 20 трлн рублей, что требовало сокращений расходов по другим статьям, включая социальные. На тот момент меня, как и многих других, объем заявленных средств несколько смутил. Я подумал: зачем это надо, если у нас хватает и танков, и многого другого? Но глава государства был убедителен, пояснив, что сделать это нужно, чтобы потом не кормить чужую армию. Он подчеркнул, что, решив вопрос по перевооружению, государство вернется к социальным обязательствам.

– И мы вернулись?

– Конечно! В 2020 году на финансирование отрасли только из федерального бюджета выделен 1 трлн рублей. Запущена программа переоснащения онкобольниц, 10 млрд рублей направлено на программу реабилитации россиян, перенесших инфаркты, инсульты. Появились и новые меры поддержки, связанные с возмещением затрат на лекарства.

– Кто имеет право на возмещение, как это работает или будет работать?

– С 1 января этого года каждый работающий гражданин РФ может воспользоваться этим правом, включая работающих пенсионеров. Мера доступна для всех, кто платит НДФЛ. Объем возмещенных средств пока ограничен суммой в 15 600 рублей. При условии, что ваша общая годовая зарплата – 120 тысяч и выше. При меньшей сумме объем возмещения составит 13 процентов от заработка. Кто-то может сказать, что сумма мизерная, но она будет расти из года в год.
Действие этой меры поддержки, повторюсь, распространяется на официально трудоустроенных налогоплательщиков. Люди могут компенсировать не только собственные аптечные траты, но и своих ближайших родственников. К последней категории относятся законные супруги, несовершеннолетние дети. Далее, что делает государственная власть для здравоохранения в такой сложный период, как пандемия? В последние месяцы регионы значительно обновили парк машин «скорой помощи». Пока не так эффективно, как хотелось бы, но все же по нарастающей реализуется программа подготовки медицинских кадров. В этом году мы резко увеличили целевой набор в медицинские вузы.

– Резко – это насколько?

pixabay.com
pixabay.com
– Более чем в два раза!

– Многим из тех, кто ­отучился в медицинских вузах за целевые бюджетные деньги, каким-то образом удается избежать отработки в «глубинке». А ведь именно там не хватает врачей, фельдшеров…

– Вы преувеличиваете, заявляя, что молодых специалистов, уклоняющих от обязательств, много. Это не так! Принят и работает федеральный закон, согласно которому выпускник-бюджетник обязан отработать или вернуть деньги, которые государство затратило на его обучение. Объемы целевой подготовки будут расти. Быстро решить кадровый вопрос не получится, но это не значит, что надо сидеть сложа руки. Конечно, важную роль играет фактор роста заработной платы медработников всех категорий.
pixabay.com
pixabay.com

– В последнее время стали часто критиковать систему ОМС за непрозрачность, неэффективность. Насколько объективна критика, что надо менять в обязательном медицинском страховании?

– Вопрос непростой. На мой взгляд, нужно увеличивать финансирование.

– Пробуксовывает система поставок льготных лекарств – почему?

– Лекарств в стране достаточно, но до аптек они доходят с опозданием из-за неэффективного, я бы даже сказал, ужасного механизма закупок, где главным критерием является минимальная цена контракта. Поэтому закупки срываются. До конца текущего года мы примем решения, которые снимут проблему. Мы изменим механизм закупок путем внесения поправок в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

– Будут ли отдельные решения по медпрепаратам для тех, кто страдает редкими и тяжелыми заболеваниями?

– На федеральном уровне будет создан единый управленческий орган, поскольку областным бюджетам решение этого вопроса дается с великим трудом, а в ряде случаев его просто невозможно решить оперативно. Проблем в здравоохранении очень много, поэтому и количество жалоб не уменьшается. Сейчас вот разбираюсь с обращением жителя Качканара с редким заболеванием. Пишет, что вынужден ездить за лекарствами за 140 км.

– Вот они – издержки оптимизации…

– Нет, там проблема упирается в конкретного врача. Что касается оптимизации, то мне искренне жаль, что это слово стало практически ругательным. Значит, настала пора сделать оптимизацию наоборот.

– В Конституцию внесена поправка, касающаяся охраны здоровья российских граждан. Некоторые считают, что она окончательно убьет бесплатную медицину…

– Ну, это – уж совсем легенды. Придумывают их те, кто, видимо, не читал и не слушал комментарии к поправкам Конституции РФ. В поправке прописана ответственность государства за оказание медицинской помощи, за обеспечение лекарствами. Цена это новой строчки – 1 триллион рублей!

– С губернатором нашей области часто обсуждаете актуальные вопросы. Взаимопонимание есть?

– У меня есть привычка, которая мне очень помогает. Когда я приезжаю в родной регион или другие субъекты РФ, то при встречах с губернаторами первым долгом смотрю им в глаза. Если глаза добрые, если меня воспринимают не как критика или врага, а как человека, способного разделить груз проблем, то вопросы, как правило, решаются.

– У свердловского губернатора добрые глаза?

– У нашего губернатора добрые глаза! В последнее время его работоспособность сопоставима с работоспособностью Президента. Он способен принимать ответственные стратегические решения. Не каждый так может!
pixabay.com
pixabay.com

– Не могу не задать вопрос о пандемии. Полагаете, она изменит сознание общества?

– Мы не будем такими, как прежде! У многих уже возник «посттравматический» синдром. Из положительных моментов я бы отметил то, что на первый план выходят семейные ценности. Конечно, переживем мы и эту эпидемию, но нужно беречься – соблюдать меры безопасности и не подвергать свою жизнь риску. Еще я бы отметил профессиональную работу свердловских медиков. То, как они борются за спасение каждого больного, вытягивают самых тяжелых пациентов, – выше всяких похвал!

Другие тексты наших журналистов и читателей можно прочитать на нашем сайте.

Автор Наталья Горбачева

Вам понравился этот материал? Жмите лайк и подписывайтесь на канал.