Невооруженным глазом видно, как в последнее время расширилось вмешательство США во внутренние дела Азербайджана. Нацеленное, похоже, на смену власти в стране. Прежде всего, это выражается в поддержке ультранационалистических, притом «прозападных» групп, а также этносепаратистских группировок. К середине текущего года Госдепартаментом планируется даже подготовить подробный доклад о нарушении прав человека и этноменьшинств в Азербайджане.
В этом докладе, по имеющейся информации, Баку осуждается за нарушения прав армян, талышей и лезгин,* за некие отказы в предоставлении лезгинам и талышам учебников на их языках. В нём будут упомянуты «преследования людей с армянскими фамилиями при попытке въехать в страну». Также будет отмечено «наличие в Азербайджане целого поколения, выросшего на идеях ненависти в отношении армян».
Старт такого курса Вашингтона обозначился еще в начале 2010-х и усиливается в последние годы. Чем это обусловлено? Здесь просматривается несколько взаимосвязанных причин стратегического характера.
Во-первых, азербайджанское руководство не стремится сугубо военным путем или как минимум нагнетанием военно-политической напряженности в отношениях с Арменией добиваться возвращения под свой контроль Нагорного Карабаха и ряда примыкающих к нему районов. А ведь военные эксцессы в регионе – один из предлогов для «миротворческого», а на самом деле военного вмешательства США/НАТО в дела региона в рамках «Шторма над Каспием» – давнего (середина 90-х) военно-политического проекта Вашингтона.
Во-вторых, всё более активное экономическое и политическое сотрудничество Азербайджана с Турцией давно беспокоит американских политиков, подозревающих Анкару в «не прозападном» идеологическом и политико-экономическом курсе в Закавказье и Средней Азии. Так, в ходе международной конференции «Россия и Центральная Азия», состоявшейся в Москве в середине октября 2019 г., иранские и китайские эксперты отмечали, что растущая политико-экономическая активность Турции в этих регионах всё сильнее беспокоит Вашингтон. Ибо эта активность становится более самостоятельной и фактически «конкурирует» с политикой США в тех же регионах. По оценке экспертов, среди главных тому подтверждений – интеграционные акценты, инициируемые Турцией, в межгосударственном Тюркском совете, в котором участвуют почти все страны Центральной Азии и Азербайджан, а вскоре туда вступит ещё и Венгрия.
В-третьих, Азербайджан смог избежать соучастия в антииранской политике США. И, более того, по-прежнему реализует двух- и многосторонние проекты с участием Ирана и России (прежде всего, это проекты евроазиатского коридора «Север-Юг», электроэнергетического моста РФ–Закавказье–Иран, Общекаспийское транспортное кольцо), а также урегулировал разногласия с Тегераном по статусу некоторых участков Каспийского моря.
В-четвертых, Азербайджан не отказывается от транзита своей нефти на экспорт через Россию (порт Новороссийск). Хотя официальные лица и эксперты США не единожды высказывались в пользу 100%-ного объема экспорта этой нефти по трубопроводу Азербайджан–Грузия–Турция (через порт Джейхан), в котором акционерная доля компаний США и Великобритании достигает почти половину. Хотя транзит через РФ, осуществляемый с середины 90-х, достигает лишь 6-7% в общем объеме азербайджанского ежегодного нефтеэкспорта, всё равно этот фактор остаётся раздражителем для Вашингтона.
Пожалуй, именно упомянутые причины, как основные, предопределяют фактически подрывную работу США против Азербайджана. Притом работу с солидным стажем.
Так, с 2008 года Вашингтон стал уделять больше внимания талышскому сепаратизму в Азербайджане. С того времени в некоторых американских СМИ появляются публикации о «притеснениях» талышей центральными и местными властями, как и в советский период. Нередкими гостями в Штатах стали представители сепаратистских «Талыш-Муганской республики», её некоего «правительства», «Талышского национального движения» (обосновались в конце 90-х в голландской Гааге).
Чем объясняется интерес в США к талышскому (то есть Ленкорано-Астаринскому) региону? Во-первых, он, расположенный на юго-востоке Азербайджана, граничит с Ираном. Причем от азербайджанской Астары – кратчайшие сухопутное расстояние от Азербайджана к Тегерану и морское – к каспийскому побережью Ирана.
Во-вторых, на шельфе региона еще в советское время были разведаны немалые запасы нефти и газа, пока неразрабатываемые. В-третьих, здесь, в Ленкорани, расположен крупный порт и именно этот регион – ключевое проектное звено в стыковке железных дорог Азербайджана и Ирана в рамках евроазиатского транзитного проекта «Север-Юг». Геополитическим интересам США и НАТО это явно не отвечает. Так что дестабилизация региона – похоже, среди сценариев дестабилизации Азербайджана в целом.
Геополитику, как это часто бывает, Вашингтон прячет за лицемерной заботой о необходимости следования Баку неким «демократическим стандартам». Спекулирует, например, на теме содержания под стражей в стране якобы 140 «политзаключенных», на самом же деле лиц, осужденных за пропаганду шовинизма и иную откровенную уголовщину. Скажем, политзаключенным именуется член партии шовинистической группы «Мусават» Т. Ягублу, привлеченный к уголовной ответственности по статье «хулиганство, совершенное с применением оружия». США используют и религиозную тематику. К категории «жертв режима» американское посольство причислило еще более 50 фигурантов.
Характерно вспомнить в этом контексте, что экс-посол США в Баку (в начале 2010-х) Р. Козларич ещё в начале октября 2014 г. призвал к жестким мерам в отношении Баку: «Власти Азербайджана также становятся более бандитскими в своем обращении с критиками, журналистами и оппозиционными деятелями, а также с западными людьми». Более того, дипломат утверждал, что «американские граждане и организации не защищены от жесткой нетерпимости властей Азербайджана к несогласным голосам». И как итог: «Геополитика не должна защищать Азербайджан от критики за то, что он рассматривает своих граждан и западные организации как преступников».
Что же предлагалось заокеанским защитником демократии? А вот что: «Настало время, чтобы США применили закон по образцу Закона о верховенстве закона и подотчетности Сергея Магнитского 2012 г. к властям в Баку. Ряд азербайджанских активистов призвали к таким мерам». Бог шельму метит: экс-дипломат сам обозначил связку местных «активистов» и Вашингтона.
Ввиду ранее упомянутых факторов внешней политики Азербайджана на Западе перестали доверять нынешнему руководству этой страны. И, видимо, не прочь «заменить» его теми, кто обладает меньшей харизматичностью, менее зависим от национальных традиций, менее привержен политике диалога и компромиссов. И потому будет куда более «податлив», чем Ильхам Алиев.
Есть и еще одно обстоятельство, лежащее в основе недовольства Вашингтона: у И. Алиева многовато советско-российских «корней». Он – сын Гейдара Алиева, возглавлявшего Азербайджан на протяжении многих лет, а затем игравшего весьма заметную роль в политическом руководстве Советского Союза, будучи первым заместителем председателя Совета Министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС. Ильхам учился в Москве, стал здесь кандидатом экономических и исторических наук, преподавал в МГИМО. В Азербайджан вернулся тогда, когда его отец, противник «перестройки по-горбачёвски», возвратился на историческую родину и снова стал (с 1993-го) руководителем Азербайджана, уже суверенного.
При этом И. Алиев не просто вернулся на родину, но и стал политическим наследником Гейдара Алиева, который никогда не был ни «усердным пантюркистом», ни оголтелым «прозападником», как, например, М. Саакашвили и В. Ющенко. Поэтому и Гейдар, и Ильхам Алиевы небезуспешно соблюдали и ныне соблюдают баланс во внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации Азербайджана.
Запад по понятным причинам не доверяет тем руководителям стран СНГ, которые являются «выходцами» советского периода, в максимальной степени привязаны к национальным традициям и не космополитичны. Вот и вытаскиваются на белый свет обвинения в адрес Баку в политических и религиозных преследованиях оппонентов, в нарушении стандартов свободы слова и демократии. И под этой ширмой Вашингтон продолжает создавать в Азербайджане пятую колонну.
Но Баку не нуждается во внешнем «надзоре» и способен самостоятельно следить за соблюдением законности, демократических и религиозных прав своих граждан.
Оригинал статьи размещен здесь