24 мая Россия отметила юбилей Иосифа Бродского. В этот день Нобелевскому лауреату по литературе исполнилось бы 80 лет.
К этому дню в Петербурге появилось граффити, выполненное художником Олегом Лукьяновым. Оно появилось на улице Пестеля на стене школы напротив дома Мурузи, где Бродский жил с 1955 по 1972 год и где сейчас находится его музей. Изображение было основано на фотографии Бродского, сделанной в Венеции в 1989 году итальянским фотографом Грациано Аричи. «Кажется, у нас появилось отличное место для селфи», — написал официальный инстаграм музея Бродского.
Но каково же было изумление автора, когда "уже на следующий день работа оказалась замазана белой краской" (пишет издание Медуза). Инициатором уничтожения рисунка стала завхоз школы, на стене которой он был сделан. В комментарии «Фонтанке» она сосласась на требования Государственной административно-технической инспекции, которые запрещают любые рисунки на заборах государственных учреждений. В администрации Центрального района Санкт-Петербурга при этом отметили, что не давали указания убирать граффити. Позже в беседе с «Подъемом» пресс-секретарь администрации также подчеркнула, что школа действовала по закону, при этом отметив, что художник мог заранее согласовать создание граффити с властями, но не сделал этого.
Восстановить граффити так и не удалось. И хотя днем 25 мая к месту граффити стали подходить прохожие и вручную счищать нанесенную на него штукатурку, но все расчищенные участки изображения практически сразу снова закрашивал работник школы. К вечеру граффити было покрыто очень плотным слоем штукатурки, что сделало невозможным попытки его восстановления.
Хотя Олег лукьянов и надеется восстановить эту работу в виде временной конструкции, а не изображения на стене.
Администрация Центрального района Петербурга дала разъяснения на тему того, как вернуть граффити с Иосифом Бродским.
За разрешением можно пойти в Комитет по градостроительству и архитектуре. Если здание представляет собой историческую ценность, то необходимо обращаться в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
"Я надеюсь восстановить эту работу, сделав ее в виде какой-то временной конструкции на раме, а не изображения на стене… Сейчас я жду, пока улягутся страсти, чтобы вместе с сотрудниками музея Бродского, администрацией школы и муниципальными депутатами обсудить эту возможность", - сказал Олег Лукьянов.
И как почти пророчески написал Бродский:
Меня упрекали во всём, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой. Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой.
Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба и прятаться в облако, слыша гром, не видя, как войско под натиском ширпотреба бежит, преследуемо пером.
Когда вокруг больше нету того, что было, не важно, берут вас в кольцо или это - блиц. Так школьник, увидев однажды во сне чернила, готов к умноженью лучше иных таблиц.
И если за скорость света не ждёшь спасибо, то общего, может, небытия броня ценит попытки её превращенья в сито и за отверстие поблагодарит меня.
1994.