Кому-то могло показаться, что я не люблю Серебренникова. На самом деле я его не люблю только тогда, когда он вытворяет вот такие вещи https://zen.yandex.ru/media/d_gusto/spasateli-andrei-miagkov-dmitrii-nazarov-aleksei-kravchenko-5ea14af8fd59420be5ffa271
За "Кафку" 2016 года я его хвалю, хотя и понимаю, каков процент вклада в успех актёров Олега Гущина, Одина Байрона и Никиты Кукушкина (о последнем у меня уже была статья с аудиторией 20000 читателей, но я не устаю хвалить этот бриллиант вновь и вновь).
Режиссёр устраивает на сцене увлекательное шоу с превращениями и делает это невероятно скудными средствами, которые доступны многим театрам, включая любительские. Атмосферные видеопроекции сопровождают действие на протяжении почти всех трёх часов. Иногда они становятся частью игры - можно выстрелить на авансцене и увидеть облако пороха на экране.
Колготки и шарики для пинг-понга помогают создать образ паука на сносях, хотя надо признать, процесс перемещения шариков в рот слишком заметен зрителю. Раскрытый фокус уже не фокус.
Точечная подсветка только нужных фрагментов - в руках самих артистов. При том, что в целом спектакль тёмный, это более чем необходимо.
Натуралистичные телесные мутации, выполненные так, что не отличишь от натуральных, это для кино. В театре можно обойтись тремя лифчиками и зверским выражением лица.
Но есть в "Гоголь-центре" и актёры, которые при таком же минимуме средств вкладывают максимум работы телом. Речь, конечно, о Кукушкине. Другому хватило бы лампочек на голове, чтобы сыграть неведомое животное, а он, как всегда, нырнул в омут с головой. Мне пришлось посмотреть трансляцию повторно специально ради финального эпизода, но сколько ни смотри, поверить своим глазам невозможно. Это какая-то мультяшка, человек не способен так двигаться. Хотелось бы рассмотреть существо получше, однако Серебренников решил сделать чёрное на чёрном и подпортил лучший момент шоу.
Вообще то, как он обращается с Кукушкиным, можно классифицировать как издевательство. Полспектакля бедняга бегает с открытым ртом, при этом понятно разговаривая и не истекая слюной (как????).
С обнажёнкой у Кирилла Семёновича полный ахтунг - Остермайер только называет себя его другом, а по-дружески научить коллегу правильно использовать голые тела ленится. Здесь моются под душем в трусах, а без трусов ползают по столу, в то время как приличные люди по столешницам скачут завсегда трусастыми.
...... Но эта постановка о самом Кафке, а есть ещё умопомрачительная интерпретация его повести - https://zen.yandex.ru/media/d_gusto/v-nashem-cirke-cheloveknasekomoe-5eb8006f0eb0647a485a9d9d