«Любовь – единственное богатство, которое приумножается, когда его расточают, чем больше отдаем, тем больше оставляем себе".
Роман Гари.
Представить Александра Башлачева седовласым мэтром и наставником при всем усердии не могу. Ушел он из жизни, когда никто не ожидал -в короткие 28. И это было началом, его песенная душа продолжает расти в бесконечность, глыба таланта превращается в чудо Поэзии. А самому Поэту уже никогда не будет 60. Он остается тем же бунтарем бродячей жизни. Для нас, для новых поколений и будущих, надеюсь. Время так переплавляет смысловую конфигурацию его поэзии, что она остается невероятно современной здесь и сейчас .
Но все впереди,
а пока еще рано,
И сердце в груди
не нашло свою рану,
Чтоб в исповеди быть с любовью на равных
И дар русской речи беречь.
Так значит жить и ловить
это Слово упрямо,
Душой не кривить
перед каждою ямой…
Сегодня, находясь на социальной дистанции от внешнего мира, мы стали тоньше чувствовать любые проявления жизни. И стихи Александра Башлачева, как- то первозданно этой незащищенности подходят. Артемий Троицкий без сомнений называет его гениальным и подсказывает нам ничтоже сумняшеся – «Чем отчаяннее сгущается тьма, тем ярче искрятся и вопят, заклинают и бьют трассирующими очередями строчки СашБаша. Нет сейчас поэта более точного и своевременного».
В Череповце, где он родился, в среде подростков появилась эта кличка СашБаш, с ним и осталась. С ней и маленькой тетрадочкой стихов он отправился поступать в Уральский университет. К защите диплома смело мог выйти с полноценной книгой стихов. Но публикации в то время зависели от многих обстоятельств, в том числе от партийного благословения и цензуры.
Студент уже в то время читал друзьям знаменитые строчки, которые отковались потом во «Время колокольчиков». Оно по-прежнему звенит неизбывной тревогой для души – эй, братва, чуете печенками грозный смех русских колокольчиков?
Несмотря на поэтические заслуги, в 1983 поехал по распределению в районную газету, где продержался год. Честно. Больше не мог. Вмешалась Любовь, настоящая.
Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.
Если хочешь — стихами грехи замолю,
Но объясни — я люблю оттого, что болит,
Или это болит, оттого, что люблю? («Посошок»)
В 1984 году уехал в Ленинград, где свои по крови нашлись и поддержали. Первым делом устроили на работу в котельную, правда, «элитную». Наталья Нечаева в своей книге «Песни белых ворон» уточняет, что эта знаменитая «Кочегарка» спасла от статьи за тунеядство столько поэтов, что достойна памятника.
Именно в ней Александр Башлачев был причислен к цеху поэтов и рок-певцов. Чередой потянулись квартирники и редкие выступления на публике. Через многие годы мы четко слышим ключевые слова и смыслы, которые он ронял в зал с размаха гитарных струн. Завещая нам таким образом Закон сохранения Совести. Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия… Это его слова.
Вы снимали с дерева стружку.
Мы пускали корни по-новой.
Вы швыряли медну полушку
Мимо нашей шапки терновой.
Если б не терпели- по сей день бы пели.
А сидели тихо- разбудили лихо. («Лихо»)
Знаменитый концерт в ДК Ильича в Ленинграде был снят на камеру. В Москве Александр Башлачев в ДК МЭИ исполнил свой последний концерт. За месяц до гибели он пел под гитару щемящую «Петербургскую свадьбу», «Поезд № 193», «Зимнюю сказку».
За окнами –салют. Царь-Пушкин в новой раме.
Покойные не пьют, да нам бы не пролить.
Двуглавые орлы с побитыми крылами
Не могут меж собой корону поделить. («Петербургская сказка»)
Несмотря на немыслимые перепады в настроении, ему удавалось всех «заразить своей любовью». Худрук Электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов, собираясь поставить спектакль, провел с ним интервью. Где обнажилась такая нежная душа, которая, по словам поэта, постоянно растет и… поет. Только надо ее слушать.
У каждого есть своя волшебная палочка, за ней –будущее. Молодой и талантливый Башлачев уверенно повторял – я удержу Свет в своих руках. Не удержал. К горькому сожалению.
Мы редко поем, но когда мы поем, поднимается ветер
И дразнит крылом. Я уже на крыльце…
Прости – и возьмешь
И возьмешь на ладонь мой огонь
И все то, в чем я так странно замешан. («Когда мы вдвоем»).