В продолжение статьи Почему есть всемирно известные голландские художники, но не музыканты? хочу рассказать о голландском музыканте и ученом 17 веке, которому не посчастливилось родиться слепым.
Современный человек, даже не сильно увлекающийся музыкой, скорее всего вспомнит имена талантливых слепых музыкантов - Рея Чарлза, Арта Тейтума, Стиви Вандера или оперного певца Андреа Бочелли. Их пример говорит о том, что настоящему таланту нет преград. Но 400 лет назад жизнь слепого наверняка была намного труднее.
Якоб ван Эйк носил ту же фамилию, что и известнейшие художники 15 века братья Хуберт и Ян ван Эйки (картины Яна ван Эйка украшают алтарь Гентского собора). Определить, являются ли они родственниками не представляется возможным, в те времена фамилии часто были топонимами - то есть указывали из какого города родом человек.
Якоб родился примерно в 1590 году в небольшом городе Хойсден. Семья принадлежала к дворянству, но титул им не полагался. На благородное происхождение указывала приставка к имени jonkheer (соотвествует немецкому юнкеру или английскому сквайру). По крайней мере, ничего не помешало jonkheer Якобу стать музыкантом - он научился играть на флейте и карильоне, который был в его родном городе.
Карильоны установлены во многих церквях Нидерландов и те, кто посещал страну, могут вспомнить завораживающие колокольные мелодии, далеко разносящееся над городом. Это весьма своеобразный музыкальный инструмент, с помощью клавиш музыкант управляет бронзовыми колоколами, развешанными в хроматическом порядке на колокольне. Клавиши - условное название, это скорее деревянные рукояти, на которые жмут и бьют кулаком, чтобы с колокольни звучал не просто звон, но музыкальное произведение.
Один из таких инструментов установлен в Утрехте, в соборе святого Мартина (Домкерк). Я очень люблю этот город и не раз слушала там колокола. Именно в этом соборе Якоб ван Эйк стал сначала советником по настройке колоколов, а затем и карильонистом. В 1628 году он был назначен управляющим колоколами всего города, а также ездил в качестве эксперта в другие города.
Ван Эйк был не только исполнителем, но и настоящим мастером своего дела. Он понял связь между формой колокола и его звучанием и вместе с колокольными мастерами братьями Хемони создал первый идеально звучащий карильон. К сожалению, он погиб в пожаре, но второй карильон в Девентере сохранился до наших дней. Наработки ван Эйка в области звука и резонанса привлекли внимание таких великих ученых как Декарт и Гюйгенс, они оба упоминали его имя в своих письмах. Сам ван Эйк позднее посвятил Гюйгенсу сборник произведений для флейты "Сад Флейтовых Соблазнов" Der Fluyten Lust-hof . 150 пьес - и все надиктованы автором и проверены на слух.
Занятный факт из биографии музыканта. В 1649 ему повысили зарплату с тем, чтобы он время от времени прогуливался по церковному двору и развлекал публику игрой на флейте.
Несмотря на благородное происхождение, признанный профессионализм и несколько прижизненных изданий музыкальных произведений, ван Эйк вел весьма скромную жизнь. Он умер в 1657 году в Утрехте. Через несколько лет в Домкерке был установлен новый карильон по его проекту. Еще через несколько лет Домкерк пострадал от торнадо, но это уже совсем другая история...
***
Послушайте токкату ре минор Баха и посмотрите работу карильониста церкви Вестеркерк в Амстердаме.
О волшебном Утрехте можно прочесть в моей статье Утрехт - машина времени. О городе Девентере, где установлен карильон по проекту ван Эйка, я писала в статье Рождество как у Диккенса.