Найти тему
Parnas on-line gallery

Русское гостеприимство глазами иностранного художника.

Оглавление
Милый гость издалека. Оскар Фрейвирт-Лютцов. 1888 г.
Милый гость издалека. Оскар Фрейвирт-Лютцов. 1888 г.

Картина «Милый гость издалека» выглядит настолько русской, что даже предположить сложно, будто создал ее иностранец.

Впрочем, автор работы Оскар Фрейвирт-Лютцов родился в России в семье выходца из Потсдама Вильгельма Лютцов и Каролины Лютцов, урожденной Кункель. Отец Оскара служил главным инженером Николаевской железной дороги.

Мать происходила из шведской купеческой семьи. Во втором браке Каролина была замужем за основателем Рижского вагонного завода «Fenikss» Оскаром Фрейвиртом, который усыновил Оскара, отсюда его двойная фамилия.

Художественный путь свой он предпочел проходить в Европе, но мотивы многих его картин – русские, очевидно годы жизни в России не прошли для Оскара даром, и навсегда оставили след в его восприятии мира.

Милый гость издалека. Фрагмент
Милый гость издалека. Фрагмент

Хоть он и был учеником Европы, большой рывок в карьере все же произошел «дома», в России, когда Оскар принял участие в Санкт-Петербургской выставке со своим новым детищем «Милый гость издалека» (иногда ее называют «Дорогой гость»).

Картина, написанная в Швейцарии, была русской до последнего мазка.

Неудивительно, что работа была сразу приобретена, и не абы кем, а самим Великим князем Александром Михайловичем. Возможно, этот факт помог ее автору завоевать признание у российских ценителей живописи и художников. И возможно, именно поэтому сейчас его репродукций в интернете почти не встретить, сразу с мольберта они отправлялись в частные коллекции Европейских домов, даже не побывав на выставках, такая была у него популярность.

Европейцам, очевидно, был интересен взгляд «русского» немца на русские традиции. С помощью творчества Оскара они могли избежать трудностей «перевода» с другого художественного языка.

Картины, прославившая художника - красочная, богатая на детали и в то же время, родная нашему менталитету. В названии раскрыт сюжет. В гости к купцу приехал близкий друг, которого, по русскому обычаю гостеприимства, нужно было приветить, накормить и обогреть со всей присущей русской душе широтой.

Милый гость издалека. Фрагмент
Милый гость издалека. Фрагмент

В центре композиции – стол, символ этого самого гостеприимства, на столе красивая кованая посуда, еда и напитки. Гость и хозяин замерли в молчании, ожидая пока им разольют напиток.

Милый гость издалека. Фрагмент
Милый гость издалека. Фрагмент

Детальная обстановка вызывает восторг, вглядитесь как выписаны узоры стен и ковра, резьба по дереву в проеме, сундук со всевозможными ценными подарками в левой части картины, как уютно горит лампадка в красном углу над иконой. Этот маленький уголок свидетельствует о том, что хозяева дома живут по законам божьим и готовы следовать его заветам, в основном – возлюбить ближнего.

Милый гость издалека. Фрагмент
Милый гость издалека. Фрагмент

Оскар Фрейвирт-Лютцов сам стал милым гостем для своей когда-то родной России. Репродукции картины «Милый гость издалека» были невероятно популярны, как символ гостеприимства, изобилия и благополучия в доме.