Выбор подрядчика — задача непростая: нужно ориентироваться в сметных документах и правильно составить договор. Участник FORUMHOUSE под ником Алексей_Мастер рассказал, как запросить смету у потенциального подрядчика.
Сметная составляющая в проекте – это основное, что позволит вам провести сравнение подрядчиков. Без неё предложения могут отличаться в разы: вы можете увидеть предложение как с 50-ю, так и со 150-ю кубическими метрами бетона на один и тот же проект.
Как уйти от риска не включённых в договор работ
От потенциального подрядчика вы должны получить ценовое предложение, поэтому направляйте проектно-сметную документацию и текст, следующего содержания:
«Предлагаю после согласования стоимости распечатать проект в двух экземплярах. Оформить проект как приложение к договору, его неотъемлемую часть. Прошнуровать, на шнуровке поставить печать вашей организации (подпись бригадира, если частная бригада) и надпись: "Ознакомлен".
Стоимость работ указать в договоре таким образом, чтобы в неё входили все необходимые для производства работ по проекту (Приложение № 1 к договору) материалы, расходные материалы, сопутствующие работы, доставки и разгрузки материалов, подъём и поднос материалов к месту работ. Направленное вами предложение по сметной стоимости оформить, как неотъемлемую часть договора – Приложение № 2.
С отметкой в договоре: за указанную стоимость будет выполнено всё, что предусмотрено проектной документацией, без возможности оплаты дополнительных работ и дополнительно поставленных материалов».
И также этот подход снизит ваши риски по наращиванию стоимости в процессе работ. Забыл подрядчик посчитать строительные леса, а в процессе требует за них денег — покажете договор и напомните про Карлсона, который жил на крыше без лесов. Если люди не умеют считать и учитывать работы — это не ваша проблема!
Как проверить распределение трат
После этого необходимо проверить распределение денег на материалы и работы относительно времени. Ведь потенциальный подрядчик может заполнить смету с указанием более высокой стоимости материалов и работ в начале строительства и практически за бесценок в конце строительства. Притом что предложенная им финишная сумма может быть весьма привлекательной по сравнению с конкурентами.
Таким образом, подрядчик может на неконкурентной (и заранее невыполнимой) стоимости договора что-то заработать в ущерб вашим задачам. И получив большую часть от суммы договора на старте прекратить работы и потеряться.
Проверить распределение трат можно, как самостоятельно, путём сравнивая смет между собой и сравнивая стоимость материалов со среднерыночной (например, посредством интернета), так и привлечь специалиста на экспертизу.
Конечно, всегда останется риск, что подрядчик будет требовать дополнительных оплат, несмотря на договор. Выгнав его, вы потеряете время строительного сезона на подбор другой бригады или компании. С этим риском средств борьбы пока не придумано. По крайней мере, в частном секторе.
Помним, что смета у вас разбита по количеству и сортам материалов. На базе этой сметы вы сравниваете предложения по табличным данным. Напомню ещё раз — смета для запроса обязательна: без неё каждый потенциальный подрядчик будет сам пересчитывать объёмы материалов и вы можете прийти к тому, что сравнивать придётся сметы со значительно отличающимся объёмом материала и работ.
Обратите внимание на то, что должны быть зафиксированы расходные материалы – это принадлежности к инструментам (свёрла, биты), ГСМ (масла, бензин для виброплит, бензопил), СИЗ (перчатки, респираторы). В предложение потенциального подрядчика должна входить полная и конечная стоимость расходных материалов или указание на то, что расходные материалы входят в состав работ.
Получив от потенциальных подрядчиков заполненные сметные таблицы вам останется провести чисто математическое сравнение предоставленных данных. Так как таблицы одинаковы, материалы, которые подрядчик обязуется поставить – одинаковы, графы доставок и разгрузок также подлежат заполнению. Максимально просто.
Важно!
Не имеет смысла рассматривать предложения, в которых потенциальный подрядчик пытается уйти от выбранной вами системы оценки, утверждая, например, что стоимость оценивается по квадратным метрам здания. Таким образом, можно провести предварительную оценку. Но у вас на этом этапе совсем другая задача.
Получив сметы и сравнив их между собой, следует выбрать подрядчика. Имеет смысл позвонить или написать потенциальному подрядчику письмо, в где нужно ещё раз обратить внимание на формат договора и уточнить все ли работы и материалы, которые необходимы для возведения дома по проекту включены в состав предложения.
Оценивая сметы не стоит зацикливаться на одном предложении, так как данный подрядчик при выходе на заключение договора может обозначить более высокую стоимость, отличающуюся от предоставленной в его предложении – с таким подрядчиком работать не нужно, сразу отметайте возможность работы с ним. И также подрядчик может не выйти на договор, вообще, по самым разным причинам. Наконец, он может не пройти ваш контроль ответственности.
Как вы относитесь к такому тщательному подходу к выбору подрядчика? Пишите в комментариях!
Поставьте лайк, поделитесь публикацией с друзьями!
Подпишитесь на наш канал — мы работаем, чтобы вы получали полезную и актуальную информацию!
Полезный материал:
- Чем защитить деревянные поверхности от влаги и ультрафиолета: обзор средств.
- Промашка вышла: история о том, как мы дачу купили.
Смотрите видео — Одноэтажный дом с кровлей из модульной металлочерепицы.