Как уже говорилось в предыдущей статье, палубный истребитель ВМС США F4F «Уалдкэт» заметно уступал в своих летных качествах японскому истребителю «Зеро». Тем не менее, этот самолет неплохо показал себя в боях против тихоходных и маломаневренных японских бомбардировщиков и торпедоносцев, а впоследствии, после разработки Джоном Тэчем тактического приема «Узор Тэча», «Уалдкэты» стали более опасны и для юркого «Ноля». В многочисленных боях некоторые пилоты F4F добились титула аса; хотя, как правило, основу их счета составляли все-таки бомбардировщики, а сбитых «Зеро» насчитывалось не более двух-трех машин. Хотя и здесь были исключения: например, ас морской пехоты Джо Фосс, несмотря на более низкие летные качества его самолета, стал настоящим охотником за «Зеро», сбив в боях 20 японских «Нолей»!
Edward O’Hare
О первом асе ВМС США Эдварде О’Хара я уже размещал статью на Дзене (https://zen.yandex.ru/media/id/5df249cdc31e4900b1b8683b/pervaia-uspeshnaia-draka-dikih-kotov-5ea429e44325171a6b4e0fbd). Поэтому здесь я только напомню, что Эдвард стал асом в первом же своем боевом вылете 20 февраля 1942 года. Тогда он вылетел в составе группы на перехват девятки японских бомбардировщиков, появившихся над Рабаулом. Однако вскоре были обнаружены еще девять самолетов, которые направлялись в сторону американского авианосца, и О’Хара со своим ведомым бросился на перехват этой группы. Но его ведомый не вступил в бой, так как у него заело оружие. И Эдвард пошел в атаку на японские бомбардировщики «Бэтти» в одиночку. Атакуя снова и снова, американец смог уничтожить пять самолетов и еще 1 - вероятно; Эдвард вышел из боя только после того как у него закончились боеприпасы.
Погиб Эдвард О’Хара в ночном бою 27 ноября 1943 года; на момент гибели на его счету было 12 воздушных побед.
John Thach
«Джимми» Тэч начал войну командиром эскадрильи VF-3, той самой, в которой служил «Бутч» О'Хара. Его эскадрилья летала на F4F-4 «Уайлдкэт», которые отличались от своих предшественников тем, что имели шесть 12,7-мм пулеметов вместо четырех. Тэч, кстати, по этому поводу говорил, что «летчик, который мажет из четырех пулеметов, не попадет и из восьми». Но как бы то ни было, а против слабо защищенных японских истребителей такое вооружение имело существенное достоинство. По отношению к маневренности «Зеро», Тэч попытался добиться превосходства американцев путем разработки различных тактических приемов воздушного боя. И в этом он преуспел.
Значительным его достижением стало изобретение «Основного оборонительного маневра», суть которого заключалась в следующем. Дивизион из четырех самолетов летел парами, расположенными на расстоянии 250-350 метров, причем одна из пар прикрывала тыл впереди идущих истребителей. Пилоты, которые первыми видели врага, немедленно, даже не дожидаясь команды по рации, разворачивались в сторону противника, а их товарищи сразу же, заметив маневр, шли им навстречу. При этом атакованные самолеты горкой уходили вверх, а идущие на выручку – несколько снижались, чтобы не столкнуться с товарищами в точке встречи. Получались своеобразные «воздушные ножницы»; в итоге «Зеро», какую бы пару они не атаковали, оказывались под ударом другой пары «Уалдкэтов»… В морской авиации США «Основной оборонительный маневр» получил прозвище «Узор Тэча».
Впервые «узор» был опробован на практике в ходе битвы за Мидуэй в июне 1942 года. Тэч со своим ведомым Брайнардом Макомбером и двумя молодыми лейтенантами Бассетом и Диббом сопровождали бомбардировщики. Последние трое пришли в эскадрилью недавно, а о тактических разработках командира слышал только Дибб.
Внезапно их атаковали японские «Зеро». Бассет тут же был сбит, а у Макомбера осколком снаряда повредило рацию. И всякий раз, когда Джимми Тэч пытался разойтись на дистанцию, необходимую для начала выполнения «узора», Макомбер, потеряв связь, упорно прижимался к ведущему. В конце концов, Тэч приказал уйти в сторону Диббу, и это дало немедленный результат: в течение следующих двадцати минут три оставшихся «Уайлдкэта» сбили четыре японских истребителя и связали боем остальных, так и не позволив врагу прорваться к пикирующим бомбардировщикам, собиравшимся атаковать японский флот.
«Узор Тэча» ясно показал, что слаженная работа «команды» может свести на нет все преимущества вражеских истребителей. Используя свой прием, Тэч во время сражения за Мидуэй сбил пять японских самолетов; а всего на его счету было семь побед. После войны он вышел в отставку в чине адмирала.
James Swett
Капитан авиации морской пехоты США Джеймс «Зеки» Суитт в начале 1943 г отправился на Тихий океан для участия в боевых действиях против Японии. Его эскадрилья VMF-221 «Fighting Falcons», оснащенная устаревшими истребителями F4F «Уалдкет», прибыла на Гуадалканал 16 марта 1943 г. А уже 7 апреля Суитт совершил подвиг, прославивший его на всю Америку. В этот день в районе острова Тулаги Суитт вступил в бой с большой группой японских бомбардировщиков Aichi D3A1, которые американцы называли «Вэлл». Атакуя противника, Суитт успел уничтожить три вражеских машины, но тут его самолет был по ошибке поражен своими же зенитчиками. Несмотря на повреждения, пилот продолжил бой и сбил еще четыре «Вэлла», доведя свой только что открытый счет до 7 побед. Возможно, была и 8-я победа, но никто не видел падения подбитого им бомбардировщика, и летчик не смог доказать уничтожение врага. Сражение закончилось тем, что раненый Суитт покинул свой избитый истребитель и спустился на парашюте в воды океана. Вскоре он был спасен кораблями, которые прикрывал от атак японцев. За этот подвиг Джеймс Суитт был удостоен высшей награды Соединенных Штатов – Почетной медали Конгресса. Эта награда давала герою право не участвовать больше в боевых действиях, однако Джеймс решил вернуться на Тихий океан. Он продолжил войну в составе эскадрильи морской пехоты VMF-213, оснащенной истребителями F4U «Корсар». К окончанию боевых действий Джеймс Суитт довел свой счет до 15,5 побед.
Joseph «Joe» Foss
Джозеф Фосс был пилотом корпуса морской пехоты США. Как и многие американцы, Джо Фосс с детства умел владеть оружием, и его меткость дорого стоила японцам. Став летчиком накануне войны, и освоив «Уалдкэт», Фосс в составе эскадрильи VMF-121 прибыл на Гуадалканал в октябре 1942 года. Уже в первом боевом вылете он сбил «Зеро», однако и его самолет подвергся атаке трех японских истребителей и получил тяжелые повреждения. Изрешеченный в сито (в самолете было около 200 пробоин), «Уалдкэт» Фосса разбился во время посадки на аэродром. Чудом оставшийся в живых Фосс поклялся, что отныне его будут звать не иначе, как «Джо - шарнирная шея». Разбитый самолет был не последней машиной, потерянной Джо: в последующих возвращениях из боев он разбил еще три изрешеченных «Уалдкэта». По этому поводу Фосс шутил, что если ему удастся уничтожить еще один свой самолет, то он станет японским асом. Однако, набравшись боевого опыта, Фосс начал вести бои в агрессивной манере, атакуя японцев в лоб и одерживая победу за победой. Тем не менее, и его самолет часто получал повреждения; но зато и Фосс практически из каждого боевого вылета возвращался с победой.
Всего за девять дней боев он сбил пять самолетов противника, а позднее говорил что потерял, по меньшей мере, еще четыре возможности для победы, так как из-за недостаточных летных характеристик «Уалдкэта» не смог приблизиться к врагу на достаточно близкое расстояние. Всего же за 4 месяца боев Джо сбил 26 японских самолетов, 20 из которых были истребителями «Зеро», превосходившими по качествам «Уалдкэт» Фосса. Здесь же, на Гуадалканале, Джо тяжело заболел малярией. Эта болезнь помешала ему участвовать в дальнейших боевых действиях, а весной 1943 и вовсе вывела летчика из строя. Фоссу требовалось серьезное лечение, и он вернулся в США, где получил за свои подвиги высшую американскую награду - Почетную медаль Конгресса.
Marion Carl
Капитан Марион Карл служил в эскадрильях VMF-221 и -223 корпуса морской пехоты США. В составе VMF-221 он сражался в битве при Мидуэе, а в VMF-223 – на Гуадалканале. В этих сражениях Марион, летавший на F4F-4, одержал 16,5 воздушных побед, и занял третье место в списке асов «Уалдкэтов». В 1943 г майор Карл вновь вернулся на фронт в составе той же VMF-223; в этом своем втором туре участия в боях Марион летал уже на более современном самолете – F4U-1 «Корсар». Однако на нем Карл одержал немного побед – всего две, после чего его повысили в звании до подполковника и перевели в летчики-испытатели. В этом качестве он тестировал новые палубные самолеты и даже первым поднял в воздух вертолет, разработанный для корпуса морской пехоты.
Другие статьи канала по теме "Асы 2МВ":
Асы 2МВ. Тройка лучших самураев: морская авиация Японии
Воздушный «морпех» - папаша «бастардов»
Асы 2МВ: главный «раздолбай» Люфтваффе
Асы 2МВ: крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата
"Гроза фашистов" - М.Д. Баранов
2МВ: Тройка лучших асов Великобритании
«Самый страшный немецкий ас» советско-германского фронта - по мнению советских журналистов
Загадочная «кругосветка» немецкого аса
Асы 2МВ: Дэвид Мак Кемпбелл – 9 побед в одном бою!
Лучшие асы Египетской кампании 1940-1942 гг.
Лучшие асы Тунисской кампании 1942-1943 гг.
Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков
«Новозеландская кошка с девятью жизнями»
Великолепная пятерка советских асов-истребителей
Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков
Лучшие асы французской кампании 1939-1940 гг.
Хартман или Кожедуб – чей ас был «круче»?
«Чертова дюжина» Василия Голубева
Первые воздушные асы 2-й мировой войны
Какое оружие использовал на войне летчик Василий Сталин
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме истории авиации и авиационных асов.