У современного человека, пусть и далекого от религии, сложились определенные представления о рае и аде, но что он знает о… чистилище?
Ни в Ветхом, ни в Новом завете о нем не упоминается. Православная традиция и вовсе отрицает чистилище. Зато на Западе концепция места, где человек после смерти может очиститься от земных грехов, активно развивалась и укоренилась в сознании людей. Некоторые христианские паломники по сей день ищут вход в чистилище, который, согласно средневековым легендам, находится у ирландского озера Лох Дерг и впервые был открыт святым Патриком.
Чистилище святого Патрика — и другие легенды средневековой Ирландии
Дильшат Харман
Как языческая вера в возможность еще при жизни проникнуть в потусторонний мир и вернуться сочетается с христианством? Можно ли сравнивать ирландские языческие сказания о мире сидов и христианские легенды о загробной жизни? Как представляли себе чистилище люди Средневековья? Почему паломничество было так важно для спасения души? На эти и многие другие вопросы в своей книге «Чистилище святого Патрика — и другие легенды средневековой Ирландии» отвечает искусствовед, профессор РГГУ и соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье» Дильшат Харман.
___________
Перед вами отрывок из книги, где автор рассказывает о том, как и почему появилось чистилище святого Патрика.
Если мы откроем Католическую энциклопедию, то прочтем такое определение чистилища: «местопребывание или состояние тех, кто умерли в мире с Богом, но еще нуждаются в очищении от последствий своих грехов, чтобы обрести святость, необходимую для вечного блаженства в раю». Ни в Ветхом, ни в Новом завете о чистилище, в отличие от ада и рая, не упоминается. Православные Церкви отрицают чистилище. Однако на Западе с течением времени концепция чистилища развивалась в трудах богословов, укоренялась в сознании простых людей и, наконец, получила официальное подтверждение в документах Лионского (1247) и Ферраро-Флорентийского соборов (1437–1439). Не вдаваясь в подробности, доктрина утверждала только, что некоторые души после смерти очищаются от грехов, и душам этим можно помочь, если молиться за них и делать добрые дела в их пользу.
В прекрасной книге Жака ле Гоффа «Рождение чистилища» (1981) подробно рассказывается о развитии концепции чистилища и о появлении самого термина «purgatorium» в XII веке. Из нее же ясно, что в отличие от сдержанной официальной точки зрения всегда существовала безудержная, фантастическая народная жизнь чистилища, к которой Церковь относилась с опаской и по поводу которой на Тридентском соборе в 1563 году предупреждала клириков: «В малосведущей среде следует, однако, исключить из проповедей к народу наиболее трудные и наиболее тонкие вопросы, которые не служат назиданию и чаще всего не приводят к благочестию. Они [епископы] не должны дозволять ни излагать, ни распространять сомнительные или близкие к заблуждению идеи. Что же до идей, которые порождают лишь любопытство или суеверия, а также тех, которые свидетельствуют о желании наживы, их следует запретить, как соблазняющие и оскорбительные для верующих...». Именно эти соблазняющие и оскорбительные идеи нас и интересуют больше всего. Они совсем не обязательно были еретическими, чаще всего их распространяли сами же клирики, в проповедях и благочестивых книгах, добавляя все больше и больше подробностей к простой идее очищения — где очищаются души, каким образом, что именно можно сделать, чтобы им помочь и самим избежать болезненного очищения. Итак, что же такое чистилище для средневекового человека? (Под Средневековьем в данном случаю я подразумеваю период приблизительно с XII по XVI века — с момента появления термина «purgatorium» до Реформации, положившей конец многим практикам и верованиям.) Прежде всего, надо понимать, что для простых людей именно чистилище стало самым страшным местом. Ад был совсем для ужасных грешников, для нераскаявшихся, для отступников, для неверных. Среднестатистический же христианин боялся чистилища и думал о нем. По средневековым представлениям, в ад попадали, если умирали в состоянии смертного греха — их часто путают с семью пороками, то есть гордыней, алчностью, завистью, гневом, похотью, чревоугодием, унынием. Однако проблема в том, что каждый из этих пороков мог привести как в ад, так и в чистилище — все дело в степени греха, в том, тяжел он или обыден. Тяжелый грех влечет серьезные последствия, связан с серьезными проступками и совершается в полном осознании характера своих действий. Обыденный грех или не очень серьезен, или же человек не вполне понимает, что делает. Так, похотливый человек может или изменять своей супруге направо и налево (и это будет тяжелый грех), а может просто засматриваться на красивых женщин и рисовать в уме соблазнительные картины (и это будет грех обыденный). Один из самых больших страхов средневекового человека — внезапная смерть без покаяния. Этого старались избежать, в том числе, и с помощью амулетов. Так, в «Откровении монаха из Ившема», написанном в 1196 году, главный герой встречает в чистилище некоего ювелира, который раскрывает ему важный секрет: если каждый день проводить на лбу и вокруг сердца очертания букв JESUS NAZARENUS, то внезапная смерть тебе не грозит. Однако раскаявшийся в смертном или обыденном грехе тоже не сразу мог попасть в рай. Мало было просто исповедоваться перед смертью, необходимо было свой грех искупить — на земле или в загробном мире. На земле степень искупления устанавливала Церковь — священник или епископ назначали епитимью (причем они не должны были быть слишком снисходительны, ведь снисхождение к грешнику приводило к тому, что за грехи приходилось доплачивать уже после смерти). Епитимья состояла из определенного количества молитв, воздержания от грехов, аскетических упражнений (пост, паломничество, бодрствование, ношение власяницы и пр.) и совершения добрых дел, например, раздачи милостыни. Можно было грешить всю жизнь, исповедоваться перед смертью из страха перед адом и не попасть туда (ведь Бог милостив!), однако пока ты не очистился от всех грехов и не полюбил Бога всей душой, в рай ты попасть не мог. И чистилище служило для подобного очищения.
Читайте эту книгу онлайн в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!