В царствование императора Константина церковь не занимала основные позиции. Были и другие христианские течения. Все они проповедовали свои идеи. И в основном подчинялись иудейским традициям. В соответствии с взглядами Павла, принятыми и переработанными Римской церковью, все эти течения являются еретическими. Ранние христиане отказывались от идолов и не принимали богатые и яркие облачения римских священников. Ревностные хранители исконного дела Христа и назарейских традиций не приняли учение Павла и были достаточно сильны. Многие епархиальные храмы были под контролем иудаистско-христианских сообществ.
На задворках империи начинают возрождаться и другие духовные объединения, у которых была своя философская направленность, касающееся верования в Христа. В противовес всецелого поглощения римской церкви занятием по упорядочиванию догматики, созданию громоздкой иерархической структуры и сложных ритуалов возникло монашеское течение. Кто-то предпочитал небольшие общины, иные становились и вовсе отшельниками.
Основателем отшельнического монашества можно считать Павла Фивейского (228 — 341) — первый христианский монах и отшельник сначала не по своей воле (были гонения на христиан), затем осознанно. Он прожил 113 лет, из них 91 год отшельником.
Антоний Великий. Стараясь жить так, так сказано в Евангелии он, будучи богатым человеком, отказался от положенного наследства. Раздал всё своё состояние бедным людям и удалился в пустыню. Он прожил отшельником 70 лет, пока не встретил святого Павла Фивейского, который сообщил ему о том, что христиан больше не преследуют. В 305 году начинает организовывать монашескую жизнь для своих последователей.
Пахомий Великий (292 — 346 или 348) египетский монах. Основатель киновитного монашества. Всё имущество в обществе общее, безвозмездный труд, монахи все равны и всё, необходимое для жизни каждому, выдаёт сообщество монастыря. Павел Флоренский писал, что киновии являются воплощением коммунистической мечты, полные гармонии и любви. Полное единство взглядов и единая экономика. Сергий Радонежский первый, кто привил это в России.
Преподобный Иларион Великий (291 — 372) — христианский святой, аскет. Изучал науки. Продал имущество, раздал деньги бедным и начал жизнь отшельника. Бесплатно лечил людей, говорил, что Божия благодать не продаётся. Создавал монастыри. Согласно Житию, предсказал свою смерть.
Иоанн Кассиан, анахорет-подвижник. Он установил монастырский устав. Кассиан не признавал духовные саны, считал это порочной практикой. Говорил, что монахам надо держаться подальше от церковных епископов. Монастыри Кассиана стали местом, где начали праздновать Сретения Господня и Рождество Богородицы.
Дело Кассиана продолжили святой Бенедикт и святой Патрик, бывший богатый пленник пиратов. Проповеди Патрика очень отличались от доктрины Павла. Его труды были ближе к арианской и несторианской концепции.
Арианство возникло в IV—VI веках н. э. Основатель течения — священник Арий, который, ссылаясь на письменные доказательства и Библию утверждал, что Бог-Отец и Христос не одно и то же; ведь когда Бог был, Сына ещё не было, т.е. они не едины.
Горячим почитателем арианства был Исаак Ньютон. В ходе тщательного изучения Библии, он пришёл к выводу, что искажение текстов священных писаний стали причиной искажения учений Христа. Он считал, что чистота веры ранних христиан Римской церковью была подменена.
Кстати, в Росси с 2006 по 2012 год тоже существовала религиозная группы арианства.
Было и есть ещё много течений христианства. Какое их них истинное? Бог знает.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписаться на мой канал.