(Этот канал посвящен детству. Мой тесть, Иван Андреевич Губарь, написал воспоминания о своем детстве в послевоенной белорусской деревне. Мне они настолько понравились, что я решил познакомить читателей с отрывками из этой книги).
Простое перечисление пусть даже и длинного списка обязанностей деревенских женщин не дает полной картины той огромной нагрузки, которую они несли.
Взять, к примеру, такую работу, как изготовление одежды. Чтобы я мог щеголять в новых штанишках, моя мама должна была хорошо поработать в поле и дома. Для изготовления нательного и постельного белья использовались льняные нити домашнего изготовления. Но прежде чем их получить, нужно посеять и вырастить лен.
Процесс от посева семян льна до изготовления готового полотна занимал не менее 10 месяцев. Пока лен растет его нужно несколько раз прополоть, иначе сорняки не дадут вырасти хорошим стеблям. Созревший лен выдергивают с корнями, вяжут в снопы и ставят в бабки для лучшего высыхания. Когда головки льна хорошо просохнут начинают молотьбу.
Ток или участок автотрассы застилают большим брезентом, на него головками друг к другу укладывают два ряда льна. Проезжающие автомашины дробят головки и вышелушивают льняные зерна. После этого зерна собирают, очищают от половы и на маслобойках выдавливают из них вкусное льняное масло.
Тресту, то есть подавленные стебли, после обмолота собирают, опять вяжут в снопы и на несколько недель замачивают в реке или пруду. Отмоченную тресту расстилают тонким слоем на лугу или поле. Там, под дождем и солнцем, треста приобретает более светлый цвет. Спустя месяц ее собирают, вновь вяжут в снопы и свозят в отапливаемое гумно. Здесь ее сушат и при помощи терки и прясла отделяют волокна от тресты. Все это, конечно, делают женщины вручную. Работа не только тяжелая физически, но и очень пыльная.
Очищенные от тресты волокна тщательно расчесывают вначале металлическим, затем деревянным гребнем. Чистые, мягкие волокна сматывают в кудель и прядут нити. Было два способа изготовления пряжи. Первый более простой, при помощи веретена, но и нить получалась более низкого качества. Второй на самопрялке - здесь нить получалась хорошо свернутой, нужной толщины и прочности. И тот и другой способ требовали определенных навыков, терпения и времени. Однообразные движения рук и ног при практически неподвижном корпусе сильно утомляли прях. Тем более, что объемы требовались большие, а, значит, и тратилось на это очень много времени. Мама делала эту работу обычно зимними ночами и в выходные дни.
Полученные нити с веретена или катушки сматывались в клубки. Эта работа поручалась нам – детям. Затем из этих клубков делалась основа будущей ткани. Сам процесс изготовления полотна осуществлялся на кроснах. Это такой ткацкий станок, состоящий из двух деревянных барабанов, двух берд, педалей, нескольких веревочек и голенных костей гусей. Основа ровным слоем наматывалась на барабан, и каждая нить ее заправлялась в щели берд.
Моим любимым занятием было наматывать нити при помощи сукала (это такое приспособление для намотки ниток)
на толстые камышовые трубочки (целки).
С одной стороны, интересно, а с другой - помощь маме. Полученные катушки вставлялись в челнок, и руками ткачихи начинало рождаться полотно. Полотно могло быть однотонным, с орнаментом или рисунком. Все зависело от цели его использования и, безусловно, мастерства ткачихи. Таким же образом ткались ковры, дорожки, рушники, простыни, одеяла и материал для пошива белья. Готовое полотно отбеливалось.
Большой мастерицей по изготовлению ковров и рушников была моя тетя, жившая в деревне Котловица. Ее изделия неоднократно демонстрировались на республиканских выставках и даже на ВДНХ СССР.
(Полный вариант книги Ивана Губаря "Однажды в детстве, после войны" можно прочесть здесь - https://author.today/work/61027)