Раннее развитие детей. Современные родители озабочены этим конструктом. :-(
Думаю, это прекрасно, если под «ранним развитием» понимается:
- активная вовлечённость родителей в этот процесс;
- их внимательное отношение к потребностям и чувствам своего чада;
- своевременное их удовлетворение и всестороннее признание;
- общение с ребёнком;
- организация «богатой» стимулами окружающей среды, где ребёнок сам сможет выбрать то, что ему важно. А родителям только нужно это заметить и развивать.
Полагаю, что это вредно, если под «ранним развитием» понимаются:
- попытки обогнать нормальное развитие;
- обучать ребёнка счету, чтению и письму прежде, чем сформируются отделы головного мозга, которые за эти способности отвечают;
- игнорирование потребностей ребёнка, но требование от него соответствия высоким ожиданиям родителя;
- сравнение с другими и негативная оценка.
Если родитель не улавливает сигналов, потребностей ребёнка, то у него (у ребенка) оказывается хронически запущена стрессовая реакция. А это значит, что способность к развитию, познавательной активности блокируется.
Созревание малыша — поступательный процесс. Преждевременная нагрузка на ещё не сформированные отделы головного мозга ведёт к дефициту развития ребенка и его внутренних органов.
Каждому возрасту соответствует ведущая деятельность, в результате которой личность ребёнка нормально развивается.
У младенца (до 1 года) ведущая деятельность — эмоциональный контакт со взрослым. Так у него формируется потребность в общении с другими людьми.
В раннем детстве (1-3 года) ребёнок занят предметом и действиями с ним. Потребность в речи возникает как средство контактов со взрослым.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью является игра. В игре развивается воображение, понимаются эмоции, роли и правила. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве, времени, структурах, людях и отношениях. Игра – способ интеграции личности ребёнка.
Печальный факт: все чаще в своей работе я встречаю детей, которые не умеют играть, зато хорошо считают и читают.
Как же родитель может помочь своему ребёнку в развитии? Безусловно, любить! А еще...
- Быть внимательным к чувствам и потребностям ребёнка.
- Быть устойчивым к его сильным эмоциям.
- Знать и использовать навыки контейнирования (подробнее про контейнирование читайте здесь >>).
- Давать много телесного контакта: возиться, обниматься, укачивать. Но исключать интимные зоны и щекотку.
- Любоваться игрой ребёнка, а не «сидеть» в телефоне.
- Дать ребёнку возможность обнаружить свои внутренние ресурсы, брать на себя ответственность за свои чувства, поступки, решения.
- Создавать «богатую» стимулами среду, доступ к различным практикам, наблюдать и поддерживать интерес, выбор ребёнка.
Если вы пытаетесь переделать ребенка, если злитесь на него и критикуете, значит в первую очередь вам стоит проработать со специалистом свои собственные детские травматические переживания.
РЕКОМЕНДУЕМ новую рубрику: #кшд - психология