Найти в Дзене
Книжный шкаф — детям

Родители озабочены конструктом "раннее развитие детей". Но как бы не навредить!😟 Советует психолог

Раннее развитие детей. Современные родители озабочены этим конструктом. :-(

Думаю, это прекрасно, если под «ранним развитием» понимается:

  • активная вовлечённость родителей в этот процесс;
  • их внимательное отношение к потребностям и чувствам своего чада;
  • своевременное их удовлетворение и всестороннее признание;
  • общение с ребёнком;
  • организация «богатой» стимулами окружающей среды, где ребёнок сам сможет выбрать то, что ему важно. А родителям только нужно это заметить и развивать.

Полагаю, что это вредно, если под «ранним развитием» понимаются:

  • попытки обогнать нормальное развитие;
  • обучать ребёнка счету, чтению и письму прежде, чем сформируются отделы головного мозга, которые за эти способности отвечают;
  • игнорирование потребностей ребёнка, но требование от него соответствия высоким ожиданиям родителя;
  • сравнение с другими и негативная оценка.

Если родитель не улавливает сигналов, потребностей ребёнка, то у него (у ребенка) оказывается хронически запущена стрессовая реакция. А это значит, что способность к развитию, познавательной активности блокируется.

Созревание малыша — поступательный процесс. Преждевременная нагрузка на ещё не сформированные отделы головного мозга ведёт к дефициту развития ребенка и его внутренних органов.

Каждому возрасту соответствует ведущая деятельность, в результате которой личность ребёнка нормально развивается.

У младенца (до 1 года) ведущая деятельность — эмоциональный контакт со взрослым. Так у него формируется потребность в общении с другими людьми.

В раннем детстве (1-3 года) ребёнок занят предметом и действиями с ним. Потребность в речи возникает как средство контактов со взрослым.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью является игра. В игре развивается воображение, понимаются эмоции, роли и правила. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве, времени, структурах, людях и отношениях. Игра – способ интеграции личности ребёнка.

Печальный факт: все чаще в своей работе я встречаю детей, которые не умеют играть, зато хорошо считают и читают.

Как же родитель может помочь своему ребёнку в развитии? Безусловно, любить! А еще...

  1. Быть внимательным к чувствам и потребностям ребёнка.
  2. Быть устойчивым к его сильным эмоциям.
  3. Знать и использовать навыки контейнирования (подробнее про контейнирование читайте здесь >>).
  4. Давать много телесного контакта: возиться, обниматься, укачивать. Но исключать интимные зоны и щекотку.
  5. Любоваться игрой ребёнка, а не «сидеть» в телефоне.
  6. Дать ребёнку возможность обнаружить свои внутренние ресурсы, брать на себя ответственность за свои чувства, поступки, решения.
  7. Создавать «богатую» стимулами среду, доступ к различным практикам, наблюдать и поддерживать интерес, выбор ребёнка.

Если вы пытаетесь переделать ребенка, если злитесь на него и критикуете, значит в первую очередь вам стоит проработать со специалистом свои собственные детские травматические переживания.

Екатерина Майдибор,

-2

РЕКОМЕНДУЕМ новую рубрику: #кшд - психология