Найти тему

За грибами вокруг света

"Данных о причастности «Перебежчика» к агентуре спецслужб США не получено..."

В Николаевке Петр КАЛИТЕНКО больше известен по своему прозвищу - Американец. Сюда, в поселок под Хабаровском, он перебрался в конце 60-х годов после освобождения из лагеря. По Николаевке сразу начали распространяться слухи, что КАЛИТЕНКО был осужден по "политической" статье за то, что шпионил на американцев. Тогда Петр Николаевич решил раз и навсегда объясниться с односельчанами. 

"Я предложил районному начальству: хочу в нашем клубе прочитать "лекцию" о том, как все было на самом деле, а то люди обо мне говорят разное, а каждому же не объяснишь", - вспоминает Петр КАЛИТЕНКО. Лекция так и не состоялась. Наверху решили, что бывшему заключенному на трибуне клуба не место. Но Американец не отчаялся и сел за написание мемуаров. Спустя 40 лет после его путешествия, воспоминаниями сельского пенсионера заинтересовался один из американских издателей.

А началось все с того, что когда-то, в 1965 году двое жителей чукотского поселка Лаврентия Петр КАЛИТЕНКО и Григорий САРАПУШКИН на самодельной лодке отправились за грибами. Их путь лежал на один из островов, где росли особенно крупные белые грибы. Когда большую землю уже нельзя было разглядеть в бинокль, неожиданно подул сильный ветер. Почуяв неладное, грибники попытались повернуть назад, но безуспешно - шторм уносил лодку к побережью Аляски. "В бинокль я увидел берег с какими-то постройками. Сразу было видно, что дома не наши. Но сил грести уже не было, и мы решили выйти на берег, чтобы обогреться", - так по версии Петра КАЛИТЕНКО и начались его заокеанские приключения.

Первыми на американском берегу граждан СССР встретили эскимосы, вскоре подъехал местный шериф с англо-русским разговорником. На Аляске КАЛИТЕНКО и САРАПУШКИН пробыли недолго, через два дня за ними приехали люди в штатском и увезли в Вашингтон. Вынужденные мигранты оказались под домашним арестом в загородном особняке. Петр КАЛИТЕНКО и его товарищ прошли через детектор лжи и круговые допросы. "Вначале нас спрашивали, с какой целью нас заслали в США. Затем начали задавать странные вопросы: какие женщины в СССР, сколько у нас в стране машин", - вспоминает Петр КАЛИТЕНКО. Через полгода спецслужбы потеряли интерес к двум русским. Оказавшись на свободе, САРАПУШКИН сразу отправился в советское посольство, Калитенко медлил - из посольства ему пришло письмо от жены с отказом от мужа-"перебежчика".

Из книги П. Ф. Калитенко "За грибами вокруг света":

- Нас будут судить за переход границы? - спросил Сарапушкин.

- Если поверят, что мы попали в Америку случайно, не будут, - после долгого раздумья ответил я.

- А поверят?

- Не знаю-не знаю. Вот представь, что я следователь, а ты у меня на допросе. И я утверждаю, что вы сознательно нарушили государственную границу СССР. Попробуй, докажи обратное. 

Петр КАЛИТЕНКО обосновался под Детройтом в доме эмигрантов-украинцев. С их помощью нашел работу в автомастерской. Новые друзья подарили ему подержанный "Форд", на котором разведенный КАЛИТЕНКО часто разъезжал по ночному Детройту, как он сам говорит: в поисках приключений. Неизвестно, сколько бы продолжалась заокеанская жизнь советского механика, если бы среди украинской диаспоры не начали распространяться слухи, что Калитенко - осведомитель КГБ. После нескольких покушений на свою жизнь Петр КАЛИТЕНКО решил "отдаться в руки советского правосудия" и позвонил в посольство.

В Москве у трапа самолета "блудного сына" родины ждала черная "Волга". "Когда меня кагэбэшники везли из Шереметьево в Лефортово по ночной Москве, они меня спросили: "Как вам наша столица после Америки?" Я подумал и говорю: "Очень угрюмо и очень серо", - рассказывает Петр Калитенко. Доказать измену родине следователи КГБ так и не смогли, КАЛИТЕНКО осудили по редкой тогда статье - незаконный переход границы. В лагере под Магаданом у него нашелся только один коллега - маляр из ЕАО, который на спор перешел по льду Амура в Китай. Пробыв в лагере два года, Калитенко на третий освободился по амнистии. Но в его благонадежность власти поверили не сразу. "Следили за моим домом, проверки устраивали. Как-то раз заходит незнакомый человек и приносит радиостанцию. Говорит: "Я слышал, ты в радиотехнике соображаешь, помоги отремонтировать". Ну, я его сразу за дверь и выставил", - смеется Петр КАЛИТЕНКО.

В советское время он несколько раз отправлял свою книгу в московские издательства и получал стандартный ответ: опубликовать вашу рукопись не представляется возможным. В годы перестройки в одной из хабаровских типографий согласились отпечатать "Вокруг света за грибами", но оплатить даже скромный тираж пенсионер не смог. Сейчас одна надежда на заокеанского спонсора. По словам Петра КАЛИТЕНКО, его рукописью активно интересуется один из американских издателей. Поселковый литератор уже подумывает, не дописать ли заброшенную несколько лет назад повесть из лагерной жизни. Рабочее название рукописи - "Преступление без наказания".

Деловой еженедельник «Золотой Рог», 01 января 1996.

-2

А вот как виделась эта история глазами биробиджанских чекистов в 1968 году:

КАЛИТЕНКО, 1931 года рождения, беспартийный, со средним образованием, холост, временно не работает, прибыл в октябре сего года из ИТЛ к месту жительства родителей в поселок Николаевку. 

КАЛИТЕНКО в 1965 году, проживая в поселке Лаврентия Магаданской области, под влиянием радиопередач «Голоса Америки» вынашивал намерение изменить Родине. 

Под предло­гом сбора грибов, совместно с жителем этого поселка САРАПУШКИНЫМ, на моторной лодке, пользуясь туманом, пересекли госграницу и высадились на побережье Аляски. Оба заявили о своем отказе возвратиться в СССР и попросили у американ­ских властей разрешения остаться на жительстве в США.

С 8 августа 1965 года до 22 сентября 1966 года КАЛИТЕНКО проживал с США, где систематически общался с пред­ставителями спецслужб, украинскими националистами, подвер­гался ими допросам, опросам и антисоветской обработке. Общался с изменниками Родине, в том числе с РАСТВОРОВЫМ.

В сентябре 1966 года проверяемый возвратился в СССР, а в апреле 1967 года был осужден по ст. 83 УК к 3 годам ИТЛ.

По освобождении отправил письмо в США в город Детройт на имя Полины СОЛОХА, у которой жил на квартире. В письме сообщает о своем освобождении из ИТЛ и дает свой адрес.

Так, КАЛИТЕНКО 22 октября взял у жителя поселка БЕЛОЗУБ старый приемник с намерением испра­вить его и слушать радиопередачи США, якобы для того, чтобы не забыть английский язык.

В конце ноября один из жителей поселка (радист) сообщил, что к нему на радиостанцию приходил его старый знакомый КАЛИТЕНКО и обращался с просьбой, сможет ли он отремон­тировать имеющийся у него американский приемник (с автомашины). 

КАЛИТЕНКО установил переписку с инокорреспондентами США Полиной СОЛОХА и Галиной КРАВЧЕНКО, в письмах к послед­ней имеются моменты, подозрительные на условность.

Вместе с тем, КАЛИТЕНКО рассказывает, что будучи еще в лагере, начал писать книгу о своем пребывании в США. Показывал исписанные им 22 школьные тетради. Высказывает намерения выехать в Хабаровск в отделение сою­за писателей и просить разрешения печатать свою книгу, или выступить в клубе поселка Николаевка с лекцией о своем пребывании в США с тем, чтобы жители поселка не считали его изменником Родины. Обращался по этому поводу в Смидовичский РК КПСС, боясь, что если он выступит без разреше­ния, его могут привлечь к ответственности за распространение антисоветской пропаганды.

А это - из книги генерал-лейтенанта в отставке В. Евтушенко "ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ... (Записки контрразведчика)", Книга 1, Дальневосточный марафон (Самара, 2020 г.):

-3

Глава 63. Чукотский американец

Смидовичское РО УФСБ по Еврейской автономной области длительное время вело наблюдение за «Перебежчиком». Объект в 1965 году вместе с товарищем из чукотского поселка Лаврентия на лодке нарушили государственную границу СССР и ушли в США на Аляску, где были задержаны и переданы сотрудникам американских спецслужб. Сначала с ними работали на Аляске, а затем перевезли в Вашингтон, где проводили разведопросы и проверку, в том числе и на полиграфе. Американцы подозревали их в принадлежности к агентуре КГБ, специально засланной в США. Через полгода спецслужбы якобы потеряли интерес к двум русским. Оказавшись на свободе, товарищ «Перебежчика» сразу отправился в советское посольство, и был отправлен на родину, где осужден за незаконный переход границы.
После завершения фильтрации «Перебежчика» определили под Детройтом в доме украинских эмигрантов. С их помощью устроился на работу в автомастерской. Новые друзья опекали его и осуществляли за ним наблюдение. «Перебежчик» подвергался антисоветской и националистической обработки. В свободное от работы время он вел праздный образ жизни, заполняя его доступными развлечениями. Неизвестно, сколько бы продолжалась его заокеанская жизнь, но среди украинской диаспоры начали распространяться слухи, что «Перебежчик» - агент КГБ. После этого он решил «отдаться в руки советского правосудия» и позвонил в посольство.
В Москве у трапа самолета его арестовали и осудили. Доказать измену родине следствие так и не смогло, «Перебежчика» осудили по статье - незаконный переход границы. Пробыв в лагере под Магаданом два года, «Перебежчик» освободился по амнистии. В Смидовичский район он перебрался в конце 60-х годов после освобождения из лагеря и поселился в поселке рядом с военным и гражданским режимными объектами. Органы КГБ в его благонадежность не поверили и установили за ним наблюдение.
Рассматривалась версия вербовки «Перебежчика» спецслужбами США, где он мог пройти специальную подготовку. Вывод на территорию СССР осуществлен по каналу возвращенцев. По заданию спецслужб он прибыл на жительство в окружение режимных объектов.
Наблюдение показало, что «Перебежчик» ведет замкнутый образ жизни, иногда выезжает в Хабаровск, имеет пасеку, где проводит значительную часть времени. В Хабаровске подозрительных контактов не выявлено.
Было установлено, что «Перебежчик» пишет книгу под названием «Вокруг света за грибами», в которой описывает свою версию случайного перехода границы и пребывания в США. Нами рассматривалось его творчество как возможное подкрепление легенды, разработанное спецслужбами США, и стремление отвести от себя подозрения в принадлежности к агентуре иностранных спецслужб.
В советское время он пытался издать свою рукопись и неоднократно отправлял свою книгу в различные издательства, но получал отказ.
Вместе с тем за время наблюдения данных о причастности «Перебежчика» к агентуре спецслужб США, выполнении им задания и операций по связи с разведцентром не получено.