Найти в Дзене
БЕЛ

Капитализм для «чайников»: Глава 7. Культурная

Культура, как продукт Каждая общественная формация диктует определенные законы, которые являются основополагающими для культуры этого общества. Сегодня никому не приходит в голову ваять каменных истуканов или городить пирамиды, однако мы знаем, что наши далекие предки преуспевали в создании именно такого культурного наследия.
Культурный продукт капиталистического общества для него самого и производится, абстрагироваться от него никоим образом не может. И даже, если какой-либо художник производит невостребованные сегодня полотна, то его творчество все равно подчиняется все тем же законам, только имеет низкую монетизацию и, возможно, содержит какой-то общественный вызов.
Давайте заглянем в современный культурный омут и, не погружаясь в него глубоко, коснемся некоторых важных аспектов. Нецензурная цензура Просматривая фильм «Смертельное оружие» (тот самый — с Мэлом Гибсоном), был заинтригован одним фактом при демонстрации сцены самоубийства девушки (в самом начале фильма). Видеоряд показы

Культура, как продукт

Каждая общественная формация диктует определенные законы, которые являются основополагающими для культуры этого общества. Сегодня никому не приходит в голову ваять каменных истуканов или городить пирамиды, однако мы знаем, что наши далекие предки преуспевали в создании именно такого культурного наследия.
Культурный продукт капиталистического общества для него самого и производится, абстрагироваться от него никоим образом не может. И даже, если какой-либо художник производит невостребованные сегодня полотна, то его творчество все равно подчиняется все тем же законам, только имеет низкую монетизацию и, возможно, содержит какой-то общественный вызов.
Давайте заглянем в современный культурный омут и, не погружаясь в него глубоко, коснемся некоторых важных аспектов.

Нецензурная цензура

Просматривая фильм «Смертельное оружие» (тот самый — с Мэлом Гибсоном), был заинтригован одним фактом при демонстрации сцены самоубийства девушки (в самом начале фильма). Видеоряд показывает, как девица употребляет наркотики, как она прыгает с балкона, но вот немного выглядывающую из под халатика грудь закрывают «мутным стеклом». В 80-е не закрывали, а сейчас закрывают… Интересно почему?
Через несколько минут фильм прервался рекламой, в которой было что-то про ПМС и прокладки. Это нормально, значит, а мимолетный фрагмент женской груди — табу?
Что собственно происходит в мире? Все почему-то убеждены, что цензура — это нечто страшное из СССР, а сейчас ее (цензуры) как бы нет. Допустим. Но кто тогда решает, что груди нужно закрыть, где вставить «пи» вместо матов? Кто выдает фильмам отметки «12+», «16+», «18+»? Ведь это решают какие-то инстанции. Но их не считают цензурой, почему-то.
А как вам такое? Перед началом фильма, содержащего сцены насилия и детской проституции, была продемонстрирована предупреждающая надпись: «Внимание! Фильм содержит сцены курения табака».
Кто объяснит: зачем снимать в эфире матерную речь и тут же ее «запикивать»? Это что высший пилотаж ханжества или тренировка смекалки и воображения зрителей?
Если человек начнет сквернословить в людном месте, то может попасть под административную ответственность, как нарушитель общественного порядка. А если он будет материться на ток-шоу, то включат «пи» (но это ж не для зрителей в студии!).
Не запутались? А ведь противоречий значительно больше. Я выхватил буквально пару примеров. Так вот главное усвойте, господа: Если есть нечто нецензурное, господа, то есть и цензура!

Пропаганда в культуре

Регулярно слышу о «садистской машине советской пропаганды». Многие ли способны назвать конкретно: Что пропагандировалось в бывшем Союзе?
Попробуем вспомнить основные постулаты: уважение к старшим, мир во всем мире, любовь к Родине, стремление к знаниям, трудолюбие, ответственность…
Разве это ужасно?
Что же продвигается в современном обществе? Вот некоторые обобщения, подсказанные рекламой, которая долбит нас круглосуточно: уважение к деньгам, любовь к жратве, секс с презервативами, стремление к развлечениям и постоянному «облегчению» жизни. Все это происходит на фоне того, что важны не знания, а престижность ВУЗа, не деловые качества и профессионализм, а доходность…
К большому сожалению, продвижение таких ценностей не ограничивается рекламой, а происходит в самых различных аспектах культурной жизни, проникает в литературу, театр, кино и эстраду. Проще говоря, пропагандируется всеми доступными средствами.
Если вы задумаете провести фестиваль неважно чего, вам потребуются средства. За этими финансами нужно обращаться к спонсору или государству. Финансирующая сторона будет рассматривать массовое мероприятие как инструмент пропаганды или рекламы. Иначе ваш культурный повод вообще не интересует. И далеко не все идеи, которые «благодетель» вашего фестиваля захочет донести с его трибуны, будут благородны. Особенно, если вас угораздит за спонсорской помощью обратиться к какой-либо партии!

По остаточному принципу

Часто мы слышим, что культура финансируется по остаточному принципу. В этом нет ничего удивительного. И если государству, уповающему на административные методы управления, приходится нести моральную ответственность за те остатки, которыми довольствуется культура, то буржуазно-демократическому строю вообще отвечать не за что.
Капиталистический уклад подразумевает, что культурный продукт такой же товар, как и любой другой. Начинает работать рынок. Что проще продать: сложный для понимания роман или простенький комикс? Высокохудожественный женский образ, воплощенный на холсте, или порнографическую открытку?
Так что не следует ломать голову над вопросом — почему низкопробными образами и произведениями наполняется культурное пространство? Ответ на поверхности. Именно конъюнктурный примитив приносит прибыль. А настоящее искусство и творчество пытается выжить… по остаточному принципу.

Итого:
Кто платит, тот заказывает музыку. Задумайтесь, под чью музыку танцуете вы.