Экономика начинает реагировать на условия, определенные борьбой с коронавирусом. Появились первые жертвы среди бизнес-проектов. Но в разных странах они оказываются совершенно из разных отраслей.
В Париже объявил о закрытии легендарный книжный магазин Boulinier, на бульваре Сен-Мишель, открытый в Латинском квартале французской столицы в 1938 году. У компании есть ещё несколько магазинов в Париже, руководство пока планирует сосредоточиться на их работе.
Что касается жизнедеятельности книжных магазинов в городах поменьше, то, например, в российском Пскове, те, которые имеют отдельные входы, уже открылись для покупателей. Правда, пока они всё-таки работают в сокращённом режиме. Остаются закрытыми и отделы с книгами и канцелярией в торговых центрах. Смогут ли книжные магазины в регионах пережить эти трудные времена? Вопрос остаётся открытым, поскольку падение продаж на текущий момент даже в открывшихся магазинах всё же остаётся значительным. По словам нашего источника, хорошо знающего ситуацию в книготорговой отрасли, в апреле, пока действовали ограничительные меры для всех без исключения коммерсантов, книжный бизнес переориентировался на работу в режиме онлайн: покупатели могли заказывать книги, канцтовары и товары для творчества с доставкой на дом. Правда, объёмы продаж всё равно сильно уступают продажам в «мирное» время. Эти слова псковского специалиста подтверждают и другие коллеги:
«Основная проблема - остановка офлайн-торговли. Мы теряем значительную часть выручки из-за закрытия книжных магазинов. Продажи через интернет пока продолжаются. При этом нет опережающей динамики, которая бы перекрывала закрытие традиционных книжных магазинов», - приводит Forbes слова Артема Степанова, главного редактора издательства «МИФ»
«Проблемы, думаю, у всех одинаковые: снизилась выручка, непонятны перспективы, - рассказывает изданию Михаил Иванов, совладелец книжного магазина «Подписные издания» в Санкт-Петербурге. - Мы полностью перешли в онлайн, занимаемся нашим интернет-магазином podpisnie.ru. До сложившейся ситуации интернет-магазин приносил примерно 10% от общего оборота. Сейчас, конечно, выручки в нем увеличились, но это не сильно помогает».
Псковские книготорговцы, чтобы хоть как-то продержаться и спасти магазины от закрытия теперь надеются только на активность граждан: «Впереди период поступления в вузы и другие учебные заведения, многие абитуриенты будут готовиться самостоятельно в домашних условиях, поэтому справочная, учебная и иная литература, пособия будут нужны. Не за горами и подготовка к новому учебному году, сейчас ведется работа по подготовке к нему, обрабатываются поступившие заказы на учебную литературу и методические пособия».
Как ни странно, но книготорговая отрасль оказалась в России гораздо устойчивее, чем предприятия общепита, которые начали закрываться или выставляться на продажу один за одним. Например, в Санкт-Петербурге, по сообщению РБК, среди первых потерь, сеть вегетарианских кафе «Укроп», которая за семь лет работы стала довольно популярна у петербуржцев и гостей.
Кроме общепита, развлекательных заведений и туристической индустрии, под угрозой банкротств в России, как ни странно, оказались и крупные торговые площадки. Так правительство Ленобласти запретило работу торговых центров площадью более 25 тыс. кв. м. в районах с наибольшим числом заболевших коронавирусной инфекцией.
И, по всей видимости, счёт жертв коронавируса в бизнесе и торговле только начинается. Обанкротиться или оказаться не жизнеспособными в новых условиях могут оказаться многие, даже те, кто в «мирные» времена привыкли быть на волне успеха. А начать всё с заново сил и денег хватит не всем. Поэтому реальный бизнес-ландшафт очень сильно поменяется. И с этим придётся что-то делать. Либо действительно воспользоваться советом в нашем заголовке.
Александр ФУРМАНОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru