У меня есть очень близкая приятельница. Сама она родом из Киева, гражданка Украины. Познакомилась когда-то давно в Киеве со своим будущем мужем (он там часто бывал по работе), закрутилась любовь, потом свадьба. Когда родился сын, муж привез ее с ребенком к себе на родину. Так они здесь и живут. Растят сына, построили дом, мечтают еще о детях, но все никак больше не получается им родить малыша, о чем она очень переживает. Вторая беременность закончилась неудачно на 22 неделе. Малыш не выжил, что вполне ожидаемо. А больше забеременеть у нее не получается, несмотря на все их старания.
У моей приятельницы есть сестра Лиза. Она вышла замуж за поляка и то же уехала из Киева, только в Польшу. Она так же гражданка Украины. Они с мужем живут в небольшом городке. У них свой дом. Есть работа. Надеюсь, что всем известно, что в Польше нельзя легально сделать аборт. Можно только по медицинским показателям. Поэтому полячки ездят в соседние государства на абортивный туризм. Точнее ездили. Сейчас в связи с пандемией границы закрыты.
Пару лет назад Лиза с мужем решились родить ребенка. К его появлению они подошли очень ответственно. Казалось, что подготовились полностью: подлечили все свои болячки, запаслись деньгами, сделали ремонт. С нетерпение ждали малыша. Мечтали о сыне. Но их мечтам не суждено было сбыться. Во время беременности выяснилось, что ребенок имеет аномалии развития. Если бы они сохранили беременность, ребенок бы родился с огромным букетом проблем и навсегда бы остался инвалидом. По заключению врачей, он бы мог прожить много лет, но нуждался в ежедневном уходе и никогда бы не смог полностью самостоятельно жить. То есть медицинское освидетельствование показало наличие у плода тяжелого и необратимого дефекта – что допускает проведение аборта даже в Польше.
Конечно, для Лизы и ее мужа это был удар. К этому они не готовились. Такой вариант развития событий даже не рассматривался.
Когда первый шок прошел, они вдвоем сели на диван и честно сказали себе, что не готовы стать родителями инвалида. Да, они были не готовы всю свою оставшуюся жизнь ухаживать за своим ребенком, не готовы бояться пережить своего ребенка, не готовы отказаться от привычной для себя жизни, не готовы обрекать на страдания себя и ребенка. В их случае был разрешен аборт, что они и сделали.
Лиза пережила тяжелую депрессию. Первые полгода она не могла даже видеть маленьких детей. Она не понимала, почему это произошло именно с ними. Молодые. Здоровые. Без вредных привычек. Никогда ни она, ни муж не курили. К алкоголю очень спокойно относились. Почему?
Она решила непременно найти ответ на этот вопрос. Они обратились к генетику. И выяснили, что у них с мужем есть небольшие генетические мутации (к слову, они есть у каждого практически человека). Но в их конкретном случае при совпадении мутаций (они связаны с женским геном и вероятность, что девочка родится больной, - 50%, в то время, как мальчик родится здоровым, но носителем гена) появляется ребенок-инвалид.
75% вероятность рождения нормального ребенка – в принципе не такая и маленькая. Тем более точно известно, что мальчик будет здоров. Лиза и ее муж просто воодушевились испытать удачу еще раз. Тем более, что, как говорят, снаряд два раза в одну и ту же яму не попадает. Но тут в связи с коронавирусом изменилась ситуация во всем мире. И они с мужем решили, что сейчас не самое подходящее время для беременности. Непонятно, что и как будет с их заработком, что будет с ситуацией здравоохранения, что вообще их ждет впереди. В итоге они приняли решение отложить зачатие малыша до осени.
А 16 апреля в парламенте Польши приняли в первом чтении поправки к закону об абортах, еще более ужесточающие и без того суровые правила. Если данные правила будут окончательно приняты, то в Польше нельзя будет делать абортом совсем! Только останутся аборты, которые являются единственным средством спасти жизнь беременной женщины. Уже сейчас известно, что в Польше затягивают со сроками выполнения абортов, даже если они попадают под разрешённую законом ситуацию. Европейский трибунал по правам человека уже указал Польше на неправомерность действий. Видимо, решение от 16 апреля явилось ответом Европейскому трибуналу.
И что получается в итоге? Получается, что если случится, что беременность Лизы опять попадет в те 25%, то она будет вынуждена рожать инвалида. Даже если бы стало известно, что ребенок нежизнеспособный, то и в этом случае ее обязали бы рожать этого ребенка, чтобы потом смотреть, как он умирает и похоронить его. И никого не волнует, что чувствуют и думают родители таких детей, готовы ли они к таким потрясениям. Но в случае Лизы и ее мужа ребенок будет жизнеспособным инвалидом, которого следующие лет двадцать, а то и больше им придется тянуть самостоятельно. Зато не аборт! Просто проклятье для живых.
Лиза с мужем решили, что если вдруг ее беременность все-таки наступит случайно (потому что теперь у них слишком много оснований предохраняться, хотя они и хотят детей), то Лиза незамедлительно возвращается в Киев, где нет всей этой дикости. И там она будет наблюдаться всю свою беременность. А если потребуется, то и прервет ее на законных основаниях. Хорошо, что она гражданка Украины, а не Польши.
Интересно, а наши законотворцы, которые последнее время очень активно борются против абортов, то же хотят пойти по данному сценарию? Кстати, запрет абортов в Польше не привел к увеличению рождаемости. А вот к развитию туризма очень даже привел.