Найти в Дзене
СЕМЬ ХОЛМОВ

Торговали всем: «английский клуб» шпионов Стивенсов в Гагаринском переулке

Оглавление

«Это был настоящий салон, там кипела жизнь: выпивали, знакомились… И торговали всем: информацией, картинами, антиквариатом, даже советскими художественными фильмами.

На Запад, разумеется.

Покупалось задешево, продавалось задорого.» (И. Дудинский)

Художник В. Ситников, завсегдатай салона Стивенсов
Художник В. Ситников, завсегдатай салона Стивенсов

Среди светских салонов советской Москвы особняком стоит «английский клуб» супругов Стивенсов.

Только в этот клуб пускали всех, независимо от происхождения.

Было много представителей буржуазного Запада – дипломаты, капиталисты с Уолл-стрит, журналисты, шпионы. Были и русские «туземцы», преимущественно молодые художники.

Особняк Фалеева (Гагаринский переулок, дом 11) - второй адрес салона. Первое место жительства супругов было на Зацепе.
Особняк Фалеева (Гагаринский переулок, дом 11) - второй адрес салона. Первое место жительства супругов было на Зацепе.

Независимо от статуса, виски с апельсиновым соком хозяева подносили всем.

Он – Эдмунд Стивенс, американский корреспондент, работавший на новостное агентство Christian Science Monitor. Освещал повседневную жизнь СССР, за что был удостоен престижной Пулитцеровской премии (за книгу «Россия - не загадка»).

Она – Нина Стивенс (в девичестве Бондаренко), казачка из Оренбурга. Спортсменка, комсомолка и просто красавица. Работала в издательстве «Прогресс».

Н. Стивенс
Н. Стивенс

Ходили, правда, слухи, что он женщин терпеть не мог, а Нину к нему специально приставили, чтобы дать возможность агенту НКВД работать под прикрытием.

Правда это или нет, неясно. Точно известно лишь, что, поженившись в России, они в 1938 году выехали в Америку и вернулись уже после смерти Сталина.

Нина уже выглядела как 100-процентная америкэн вумен (за это время она успела отучиться в Бостонском университете). Стильная, лощеная, она привезла с собой модную собачку породы чихуа-хуа.

Эдмунд Стивенс (слева)
Эдмунд Стивенс (слева)

Салон Стивенсов (сначала на Зацепе, а затем в Гагаринском переулке) погружал посетителя в сказочный, небывалый мир.

Обширная зала была увешана старинными иконами. Комнату разделяла перегородка, представлявшая собой огромный аквариум во всю стену, с диковинными рыбками. Был огромный рояль и настоящий бар, названия напитков в котором поражали даже искушенных любителей выпить.

Но самое главное – здесь кругом висели картины «левых» художников.

Интерьеры особняка в Гагаринском переулке
Интерьеры особняка в Гагаринском переулке

Монастыри или задницы?

Стивенсы собирали не только русский авангард, но и современную живопись, альтернативную соцреализму – нонкорформистов.

Мало что понимавшая в искусстве, Нина, тем не менее, имела деловое чутье и первая почувствовала золотоносную жилу и стала продавать русских самородков на Запад.

А самородки были яркие. Например, художник Василий Ситников. Своим одеянием он напоминал Григория Распутина – глаза хитрые, борода, кирзовые сапоги, рубаха навыпуск.

В. Ситников
В. Ситников

Нина звала его Васькой, использовала и как дворника, и как чистильщика камина, и как любовника. Ваську все устраивало – он требовал «Дай борща пожрать» и хлебал его прямо из кастрюли половником.

Ситникову вообще было грех жаловаться – благодаря Нине его картины стали известны на Западе, а одна из них вообще положила начало коллекции «второго русского авангарда» в Метрополитен-музее.

Васька писал Нине: «Тут, на Западе лучше всего уходят работы, на которых или монастыри – или задницы. В какую сторону посоветуете двигаться?»

Такой советский китч Ситникова отлично продавался на Западе. Это Нина направила творческий дар "Васьки" в нужном направлении. Считалось, что снежинки лучше всего получаются у Ситникова
Такой советский китч Ситникова отлично продавался на Западе. Это Нина направила творческий дар "Васьки" в нужном направлении. Считалось, что снежинки лучше всего получаются у Ситникова

«Эдмон опять собачку раздавил»

Реставратор Алексей Смирнов вспоминает о Нине Стивенс:

«Мадам, худощавая, стройная, в молодости была, очевидно, симпатичная и привлекательная, по-старомосковски простецкая и приветливая и житейски, несомненно, очень опытная и циничная.
Нина Андреевна держала маленьких брехливых курчавых собачонок, а пьяный Эдди все время придавливал их дверьми.
«Эдмон опять собачку раздавил», - сообщала мадам, и мы везли хоронить несчастное животное в лесу».
-8

Общение Смирнова со Стивенсами прекратилось, когда молодой и неопытный художник, наконец, понял, что «мадам решила заманить меня к себе в постель, приручить и сделать частью семьи».

Богема богемой, но вклад Стивенсов в историю советской живописи сегодня оценен по достоинству:

«Объективно говоря, Нина Стивенс была первым связующим звеном между художниками и внешним миром. Одной из первых она вывезла свою коллекцию в Штаты и там выставляла.

И хоть это было еще слишком рано, слишком ново и денег больших она не заработала – ибо не пришло еще время для этого искусства, - но свое дело она сделала». (Брусиловский)

-9

Достопримечательность светской Москвы

Старея, Стивенсы превратились в достопримечательность светской Москвы. Однако, до сих пор нет точного ответа на вопрос о предназначении этой пары.

Слухов много. Мол, есть в особняке в Гагаринском переулке было специальное место, откуда было слышно все, что говорят в дом. Или что Нина вышла в отставку в звании полковника ГРУ Генштаба. Но мало ли что люди говорят...

Стивенс умер в 1992 году, а Нина – в 2004 г. Ей было 93 года.

При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой».

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 Параноик с Остоженки: здесь жил создатель ГУЛАГА