Автомобильная индустрия развивается и все меньше производителей ставят на свои авто механическую коробку передач. Ее используют в дешевых комплектациях и в некоторых спортивных модификациях. Но и спорткары сплошь и рядом оборудуются «умными» роботами с возможностью ручного переключения. Как правило, с помощью подрулевых лепестков. А нужна ли вообще в 2020 году механическая трансмиссия?
Я убежден, что у механики нет будущего. Таковы тренды, или, как сейчас модно говорить, парадигмы развития мира. Все простые, повседневные действия становятся все более автоматизированными, не требующими от человека особых усилий. Вождение авто – не исключение. И речь идет не только о легковых авто. Даже крупные коммерческие машины и спецтехнику оборудуют АКП, чтобы не отвлекать работника от его прямых обязанностей.
Динамика продаж показывает, что популярность автомобилей с «автоматом» растет во всем мире. Даже консервативные англичане все чаще предпочитают оставить ручную работу автоматике. Лидирует США – здесь машины с АКП занимают более 90% рынка. Американские производители крайне редко устанавливают механику в виду низкого спроса. То же самое делают импортеры на американском рынке. В США недорогое топливо (по сравнению с Европой) и народ не пугает чуть больший расход, обслуживание автомобиля для среднего американца обходится дешево. Какой смысл усложнять себе жизнь? В Европе дела обстоят чуть иначе, но тренд такой же.
В Евросоюзе активно продвигают «зеленых» с их экологическими стандартами. Все чаще поднимают вопрос о полном запрете автомобилей в центре города, Германия собирается отказаться от дизелей, Porsche уже это сделал. Власть Еврозоны хочет сделать автомобилистов пешеходами и активно использует для этого финансовые рычаги. Сами автомобилисты может и не против ездить на дорогих авто с автоматической коробкой, но дешевле выходит купить компактную машину с механикой. Впрочем, автоматы становятся все дешевле и устанавливаются даже на компактные малолитражки.
В России немного иная ситуация. Рост продаж машин с АКПП наблюдался до наступления кризиса и санкций. Далее популярность стал набирать отечественный производитель с бюджетными решениями. Климат-контроль? Не слышали о таком. Автомат? Можем положить деревянный макет АК-47 на заднее сидение.
Согласно исследованиям autostat.ru, за первое полугодие 2018 года в России продано 440 тыс. новых легковых авто с автоматической трансмиссией. На 22% больше, чем за аналогичный период 2017 года.
B Украине кризис 2014-2015 годов тоже не прошел бесследно. Первичный рынок обвалился, но обороты набирает серый импорт дешевых иномарок на европейских номерах. Ключевой фактор здесь – именно цена. Украинцы активно покупают старых немцев за 1500-3000 евро. Автомат или механика – не важно, главное подешевле и не совсем убитое состояние. Хотя на рынке новых авто в Украине также набирают обороты АКПП. Бюджетные Ланосы и ВАЗы давно сдали позиции, теперь рулят Kia и Renault.
А что там со спортом? Мир уличных гонок разнообразен и механика в нем еще популярна. Но вот профессиональный автоспорт уже ушел в сторону автоматов. Болиды Формулы-1 давно ездят на автоматах или полуавтоматах с подрулевыми лепестками. Ни о какой педали сцепления речь не идет, им управляет бортовой компьютер.
Раллийные болиды WRC тоже в большинстве своем ездят на секвентальных автоматах, и только Mitsubishi по старинке гоняет на механике. В последний раз на Mitsubishi выигрывал чемпионат Томми Мякинен в 1999 году. Это было 20 лет назад. С точки зрения спорта автомат эффективнее. Современные спортивные коробки переключают передачи в среднем за 30-60 милисекунд. Добиться такого показателя на механике вряд ли возможно.
Два лагеря
Среди автомобилистов есть два лагеря. Один, олдскульный, утверждает, что настоящий водитель должен уметь ездить на механике, идеально чувствовать машину, выбирать правильный момент для переключения. Хотя здесь сразу возникает вопрос, правильный – это какой? Все зависит от конкретной ситуации, оборотов двигателя и манеры вождения. Один любит активную езду и раскручивает двигатель до 4000-5000 оборотов, а другой ездит спокойно и экономично и уже на 3000-3500 повышает передачу. И оба поступают правильно. И другому лагерю, некстовому, есть что возразить.
Автомат позволяет ездить более расслаблено. Нужно следить за дорожной обстановкой, направлением и скоростью машины. Нет нужды контролировать обороты двигателя и дергать рычаг в пробке. Удобно? Однозначно. Можно ли совместить удобство и контроль над оборотами двигателя? Еще бы. Правда с небольшой оговоркой – некоторые бюджетные авто оснащены простенькими АКПП без ручного режима. Но таких все меньше.
Среднестатистический автомат имеет мануальный режим и позволяет переключать передачи в тот момент, когда хочет водитель. При этом педали сцепления нет, левая нога отдыхает. Автомат – это ведь общее название. Автомат - это и вариатор, и роботизированная коробка, и непосредственно гидравлическая АКПП. В моделях подороже есть разные режимы: sport, comfort, dynamic. Коробка подстраивается под режим и работает более плавно и без рывков в режиме comfort, а в режиме sport раскручивает двигатель посильнее и выдает более мощный разгон.
Что в итоге?
Если разницы почти нет, стоит ли выбирать более сложный вариант? Для повседневной езды этого точно не нужно делать. Городской режим требует концентрации внимания – поток машин, перестроения, знаки, разметка… Автомат снижает уровень напряжения и наоборот повышает – комфорта. Едешь, рулишь одной рукой, слушаешь приятную музыку, легко трогаешься с места и останавливаешься. Наслаждаешься жизнью.
Другая картина. Едешь по городу. Перед каждым светофором выжимаешь сцепление, переключаешь на нейтралку, отпускаешь сцепление. Через пару минут нужно трогаться – выжимаешь сцепление, включаешь передачу, отпускаешь сцепление. И так каждый раз. И в пробках.
Молодым людям (да и старым тоже), которые только начинают водить автомобиль, значительно проще научиться ездить с автоматом. И в этом нет ничего предосудительного: ну незачем человеку, который собирается ездить на работу и на пикники, осваивать механику и получать навыки экстремального вождения.
Те, кто хочет стать асом вождения и развиваться в спорте, всегда смогут найти модель с механикой. То, что у механики нет будущего, не значит, что такие коробки вообще не будут производить. Для некоторых моделей, в том числе спорткаров, механическая коробка будет использоваться и далее. Просто, это будет небольшой сегмент рынка и его доля точно не вырастет.
И еще один аргумент. Железный. Сейчас проходят испытания беспилотных автомобилей. То есть машина вообще едет сама, выбирает направление, следит за разметкой. О какой механике речь? Мир меняется слишком стремительно. Пора привыкать к тому, что машины могут справляться без помощи человека. Летающие беспилотные машины – это завтрашняя реальность.