Найти в Дзене

DIDI такси пришло в Россию: таксисты радуются, агрегаторы паникуют?

Оглавление
DiDi против российских агрегаторов: кто-кого?!?
DiDi против российских агрегаторов: кто-кого?!?

Всем привет!

С вами снова ITшник из лучшего таксопарка!

В последнее время все больше и больше различной информации "выливается" на страницы интернет-сми касательно прихода на российский рынок такого гиганта такси-бизнеса, как DIDI. То, что количество статей, обзоров и т.д. и т.п. растет не удивительно, ведь официальной информации (за исключением того, что агрегатор зарегистрировал в России юр. лицо) попросту нет, а все, что покрыто завесой тайны всегда рождает вокруг себя кучу домыслов, сплетен, слухов, баек. Кстати DIDI очень успешно на мой взгляд "завесу тайны" использует: за относительно короткий период времени с момента рассказа о его появлении, по сегодняшний день количество упоминаний бренда выросло просто в геометрической прогрессии, а лояльность водителей к данному агрегатору, про который они знают очень и очень мало (помимо обещанных 5,5%, да и то пока без подтверждения в официальных источниках) возросла до максимального уровня. Читая форумы и сообщества, в которых общаются водители, слушая разговоры "в курилке", можно сделать вывод, что толпа "измученных рабским трудом у альфа-агрегаторов" российского рынка такси людей просто бегом побежит в новую компанию (скажите, когда откроется, очереди будут не хуже, чем на презентации новой модели Iphone).

Информация о DIDI, которая есть сейчас.

В данный момент с уверенностью можно говорить о следующих моментах входа китайского агрегатора на российский рынок:

  • руководство компании изменило тактику: первоначально планировался вход через инвестиции в одного из игроков российского рынка услуг такси, но в конце 2019 года было принято решение, что DIDI войдет на рынок в качестве самостоятельного игрока;
  • использование отработанных годами маркетинговых ходов: прежде всего я говорю о развитии за счет сарафанного радио- информации практически нет, упоминаний полно, так же обещание низкого % и мотивационных программ как для водителей, так и для пассажиров способствует набору популярности в России;
  • игра на противоречиях: здесь просматривается педантична модель азиатского маркетинга: с 2019 года компания проводит собеседования на должности высшего руководящего персонала, а по сути "слушает топ менеджеров и делает выводы";
  • бизнес вести компания будет путем развития партнерской сети: привлечение парков партнеров, которые вероятнее всего будут жить так же на % от заказов, а так же получать свой доход от предоставления автомобилей для работы.

Варианты сотрудничества с DiDi.

Мое внимание привлекли варианты сотрудничества с данным агрегатором. Хотя два из них "как у всех", третий отличается, и думаю, что будет интересен многим в России (особенно после кризиса):

  • водитель на собственном авто (тут все понятно и все, как у всех);
  • водитель без автомобиля: тут так же ничего нового, работа через парк или контору по аренде, или через третий вариант;
  • владелец автомобиля, не желающий "таксовать": сам агрегатор будет сводить владельцев с "безлошадными" водителями, здесь можно будет говорить о серьезной заявке на регулирование стоимости аренды, т.к. вряд ли будет предоставлена возможность выставлять цену на свое усмотрение, а для привлечения новых водителей вероятнее всего стоимость аренды будет минимальной, потому, что любимым приемом конкурентной борьбы для данного агрегатора является демпинг.

Как DiDi мотивирует водителей и пассажиров?

Как и любому новому игроку на любом рынке данному агрегатору прежде всего нужно "переманить" на свою сторону максимально большое количество как водителей, так и пассажиров. Давайте посмотрим, какими методами они это собираются делать:

для водителей:

  • процент с заказа 5,5% (да, минимальный %, но не стоит забывать, что корпоративная политика данной компании подразумевает ценовой демпинг во всем, соответственно и стоимость поездок будет минимальной. Так же не стоит забывать о партнерско-сетевой модели построения бизнеса данным агрегатором, соответственно парки будут брать % с заказа и пока об ограничениях в данном направлении нет ни слова. К слову: в Китае водители отдают DiDi порядка 40% с заказа (да, это Китай и другая система налогообложения, но все же);
  • мотивационные доплаты за хорошую работу, большое количество выполненных заказов и привлеченных водителей (как ни странно, агрегатор реально пускает очень много денег на доплаты и выплаты);

для пассажиров:

  • минимальная стоимость поездки (как говорит сам основатель компании- основной целью является сделать такси столь же доступным, как и общественный транспорт, в Китае это реализовать получилось);
  • доплаты за скачивание приложения и приглашение друзей (у каждого пользователя будет свой реферальный код, при приглашении друга, пользователь получает деньги за его регистрацию (единоразово), а так же % от его трат. Не исключена и многоступенчатая реферальная система, в которой пригласивший будет "по цепочке" получать копеечку от каждого приглашенного его приглашенным. Данный пункт думаю будет пользоваться особой популярностью.

Условные минусы для водителей.

Теперь давайте и о "ложке дегтя", которая несомненно будет (водители вздохнули):

  • обязательное брендирование (вряд ли компания изменит свою политику и станет перестраивать маркетинг под Россию. В Азии и Европе, где они работаю- брендирование автомобилей обязательно);
  • жесткий контроль водителей: селфи перед началом работы, использование ИИ для определения состояния водителя (усталость): вот здесь стоит призадуматься тем, кто любит "бомбить сутками", больше 12 часов не получится, а так же тем, у кого не хватает стажа (ну, не секрет и секрета из этого делать не станем, что есть категория водителей, которая работает под "не совсем своими аккаунтами", тут это не прокатит;
  • "момно-колор" для авто: вероятнее всего в данном агрегаторе работать будут автомобили классических для такси цветов;
  • непонятная логика начисления рейтинга водителей: в буржнете на многих форумах огромное количество постов о том, что водители просто не могут понять логику начисления и списания баллов рейтинга;
  • жесткая-карающая служба клиентского сервиса: здесь все в лучших азиатских традиция, при жалобах клиентов будет вероятнее всего выписываться бан (как в данный момент практикуется в Европе), за плохие отзывы, водитель будет сидеть на "голодном пайке"- в Европе и Азии у данного агрегатора практикуется система: хорошо работаешь, много получаешь, многие не довольны, сидишь без заказов (это любителям плакаться про несправедливость Яндекс такси);
  • возможность работать только в одном агрегаторе (думаю понятно);
  • отсутствие голосовй поддержки: как это не странно звучит, но основные способы контакта водителя с агрегатором это чаты (тут думаю, что все и все поняли).

Чего стоит ожидать на рынке такси?

Здесь вопрос очень и очень спорный: с одной стороны безусловно стоит ожидать улучшения сервиса в отношении как водителей, так и пассажиров со стороны существующих агрегаторов (ну, конкуренция, как ни как). Возможно с окончательным выходом на рынок "китайца" у агрегаторов появится больше мотивационных программ, доплат и бонусов. С другой стороны стоит ожидать еще большего понижения стоимости услуг такси, т.к. изначально все агрегаторы будут готовиться к демпингу со стороны "азиатского собрата". Одним из возможных "анти эффектов" может стать ухудшение клиентского сервиса у россиян: многие водители захотят только из-за новизны попробовать работать в DiDi, а учитывая, что своим водителям агрегатор заботливо разрешает работать только у себя, то автомобиль ждать придется значительно дольше у других агрегаторов. Снижение заработка водителей, да именно так, что вы хотели, в условиях демпинга на рынке, не смотря на минимальны (казалось бы) % с заказ, стоимость поездку будет так же не велика.

А еще может быть и "суммарный" анти-итог! В результате большого притока водителей в DiDi руководство компании получит возможность сначала уменьшить, а затем убрать вовсе мотивационные выплаты водителям (не стоит забывать, что здесь не Азия и конкуренция на рынке услуг такси не столь велика и жестока), что приведет к минимизации их заработка и работе по "идеальной схеме": "работнику должно хватать заработанных денег ровно на то, что бы жить, что бы он мог работать". Кстати о перманентности 5,5% так же никто не говорил, потому и повысить % агрегатор так же сможет спокойно. Ну и конечно же конкуренция внутри агрегатора: по началу предложение будет превышать спрос и это нормально...

Кстати, если все пойдет по вышеописанному сценарию, со стороны альфа-агрегаторов России не исключены и "специальные условия" для "блудных сыновей", думаю здесь всем все и так понятно.

В общем и целом ждем, анализируем информацию, делаем выводы!

Спасибо за прочтение! Очень надеюсь, что данная статья была для вас не только интересна, но и полезна!

Рекомендую прочесть:

  • "DIDI-шка крутится, монетка мутится": все о "псевдорегистраторах"
  • Долгожданный старт DIDI в Казани (информация из первоисточника)
  • DIDI Advance: система, которая делает работу таксиста не выгодной
  • Яндекс "страхуется" в преддверии прихода DIDI в РФ и создает себе конкурента
  • DIDI в Казани: агрегатор оказался хорошим, но "одноразовым"?
  • У DiDi появился российский аналог? Разбираемся...
  • Идеальный агрегатор существует, или это очередная утопия?
  • "Начало конца" альфа агрегаторов в России: DIDI выходит на рынок!
  • Реальные условия работы в DIDI такси. Информация из "первых рук"!

Не забываем комментировать (стараюсь отвечать на комментарии по возможности), критиковать, хвалить, подписываться на канал!