Всем привет!
С вами снова ITшник из лучшего таксопарка!
В последнее время все больше и больше различной информации "выливается" на страницы интернет-сми касательно прихода на российский рынок такого гиганта такси-бизнеса, как DIDI. То, что количество статей, обзоров и т.д. и т.п. растет не удивительно, ведь официальной информации (за исключением того, что агрегатор зарегистрировал в России юр. лицо) попросту нет, а все, что покрыто завесой тайны всегда рождает вокруг себя кучу домыслов, сплетен, слухов, баек. Кстати DIDI очень успешно на мой взгляд "завесу тайны" использует: за относительно короткий период времени с момента рассказа о его появлении, по сегодняшний день количество упоминаний бренда выросло просто в геометрической прогрессии, а лояльность водителей к данному агрегатору, про который они знают очень и очень мало (помимо обещанных 5,5%, да и то пока без подтверждения в официальных источниках) возросла до максимального уровня. Читая форумы и сообщества, в которых общаются водители, слушая разговоры "в курилке", можно сделать вывод, что толпа "измученных рабским трудом у альфа-агрегаторов" российского рынка такси людей просто бегом побежит в новую компанию (скажите, когда откроется, очереди будут не хуже, чем на презентации новой модели Iphone).
Информация о DIDI, которая есть сейчас.
В данный момент с уверенностью можно говорить о следующих моментах входа китайского агрегатора на российский рынок:
- руководство компании изменило тактику: первоначально планировался вход через инвестиции в одного из игроков российского рынка услуг такси, но в конце 2019 года было принято решение, что DIDI войдет на рынок в качестве самостоятельного игрока;
- использование отработанных годами маркетинговых ходов: прежде всего я говорю о развитии за счет сарафанного радио- информации практически нет, упоминаний полно, так же обещание низкого % и мотивационных программ как для водителей, так и для пассажиров способствует набору популярности в России;
- игра на противоречиях: здесь просматривается педантична модель азиатского маркетинга: с 2019 года компания проводит собеседования на должности высшего руководящего персонала, а по сути "слушает топ менеджеров и делает выводы";
- бизнес вести компания будет путем развития партнерской сети: привлечение парков партнеров, которые вероятнее всего будут жить так же на % от заказов, а так же получать свой доход от предоставления автомобилей для работы.
Варианты сотрудничества с DiDi.
Мое внимание привлекли варианты сотрудничества с данным агрегатором. Хотя два из них "как у всех", третий отличается, и думаю, что будет интересен многим в России (особенно после кризиса):
- водитель на собственном авто (тут все понятно и все, как у всех);
- водитель без автомобиля: тут так же ничего нового, работа через парк или контору по аренде, или через третий вариант;
- владелец автомобиля, не желающий "таксовать": сам агрегатор будет сводить владельцев с "безлошадными" водителями, здесь можно будет говорить о серьезной заявке на регулирование стоимости аренды, т.к. вряд ли будет предоставлена возможность выставлять цену на свое усмотрение, а для привлечения новых водителей вероятнее всего стоимость аренды будет минимальной, потому, что любимым приемом конкурентной борьбы для данного агрегатора является демпинг.
Как DiDi мотивирует водителей и пассажиров?
Как и любому новому игроку на любом рынке данному агрегатору прежде всего нужно "переманить" на свою сторону максимально большое количество как водителей, так и пассажиров. Давайте посмотрим, какими методами они это собираются делать:
для водителей:
- процент с заказа 5,5% (да, минимальный %, но не стоит забывать, что корпоративная политика данной компании подразумевает ценовой демпинг во всем, соответственно и стоимость поездок будет минимальной. Так же не стоит забывать о партнерско-сетевой модели построения бизнеса данным агрегатором, соответственно парки будут брать % с заказа и пока об ограничениях в данном направлении нет ни слова. К слову: в Китае водители отдают DiDi порядка 40% с заказа (да, это Китай и другая система налогообложения, но все же);
- мотивационные доплаты за хорошую работу, большое количество выполненных заказов и привлеченных водителей (как ни странно, агрегатор реально пускает очень много денег на доплаты и выплаты);
для пассажиров:
- минимальная стоимость поездки (как говорит сам основатель компании- основной целью является сделать такси столь же доступным, как и общественный транспорт, в Китае это реализовать получилось);
- доплаты за скачивание приложения и приглашение друзей (у каждого пользователя будет свой реферальный код, при приглашении друга, пользователь получает деньги за его регистрацию (единоразово), а так же % от его трат. Не исключена и многоступенчатая реферальная система, в которой пригласивший будет "по цепочке" получать копеечку от каждого приглашенного его приглашенным. Данный пункт думаю будет пользоваться особой популярностью.
Условные минусы для водителей.
Теперь давайте и о "ложке дегтя", которая несомненно будет (водители вздохнули):
- обязательное брендирование (вряд ли компания изменит свою политику и станет перестраивать маркетинг под Россию. В Азии и Европе, где они работаю- брендирование автомобилей обязательно);
- жесткий контроль водителей: селфи перед началом работы, использование ИИ для определения состояния водителя (усталость): вот здесь стоит призадуматься тем, кто любит "бомбить сутками", больше 12 часов не получится, а так же тем, у кого не хватает стажа (ну, не секрет и секрета из этого делать не станем, что есть категория водителей, которая работает под "не совсем своими аккаунтами", тут это не прокатит;
- "момно-колор" для авто: вероятнее всего в данном агрегаторе работать будут автомобили классических для такси цветов;
- непонятная логика начисления рейтинга водителей: в буржнете на многих форумах огромное количество постов о том, что водители просто не могут понять логику начисления и списания баллов рейтинга;
- жесткая-карающая служба клиентского сервиса: здесь все в лучших азиатских традиция, при жалобах клиентов будет вероятнее всего выписываться бан (как в данный момент практикуется в Европе), за плохие отзывы, водитель будет сидеть на "голодном пайке"- в Европе и Азии у данного агрегатора практикуется система: хорошо работаешь, много получаешь, многие не довольны, сидишь без заказов (это любителям плакаться про несправедливость Яндекс такси);
- возможность работать только в одном агрегаторе (думаю понятно);
- отсутствие голосовй поддержки: как это не странно звучит, но основные способы контакта водителя с агрегатором это чаты (тут думаю, что все и все поняли).
Чего стоит ожидать на рынке такси?
Здесь вопрос очень и очень спорный: с одной стороны безусловно стоит ожидать улучшения сервиса в отношении как водителей, так и пассажиров со стороны существующих агрегаторов (ну, конкуренция, как ни как). Возможно с окончательным выходом на рынок "китайца" у агрегаторов появится больше мотивационных программ, доплат и бонусов. С другой стороны стоит ожидать еще большего понижения стоимости услуг такси, т.к. изначально все агрегаторы будут готовиться к демпингу со стороны "азиатского собрата". Одним из возможных "анти эффектов" может стать ухудшение клиентского сервиса у россиян: многие водители захотят только из-за новизны попробовать работать в DiDi, а учитывая, что своим водителям агрегатор заботливо разрешает работать только у себя, то автомобиль ждать придется значительно дольше у других агрегаторов. Снижение заработка водителей, да именно так, что вы хотели, в условиях демпинга на рынке, не смотря на минимальны (казалось бы) % с заказ, стоимость поездку будет так же не велика.
А еще может быть и "суммарный" анти-итог! В результате большого притока водителей в DiDi руководство компании получит возможность сначала уменьшить, а затем убрать вовсе мотивационные выплаты водителям (не стоит забывать, что здесь не Азия и конкуренция на рынке услуг такси не столь велика и жестока), что приведет к минимизации их заработка и работе по "идеальной схеме": "работнику должно хватать заработанных денег ровно на то, что бы жить, что бы он мог работать". Кстати о перманентности 5,5% так же никто не говорил, потому и повысить % агрегатор так же сможет спокойно. Ну и конечно же конкуренция внутри агрегатора: по началу предложение будет превышать спрос и это нормально...
Кстати, если все пойдет по вышеописанному сценарию, со стороны альфа-агрегаторов России не исключены и "специальные условия" для "блудных сыновей", думаю здесь всем все и так понятно.
В общем и целом ждем, анализируем информацию, делаем выводы!
Спасибо за прочтение! Очень надеюсь, что данная статья была для вас не только интересна, но и полезна!
Рекомендую прочесть:
- "DIDI-шка крутится, монетка мутится": все о "псевдорегистраторах"
- Долгожданный старт DIDI в Казани (информация из первоисточника)
- DIDI Advance: система, которая делает работу таксиста не выгодной
- Яндекс "страхуется" в преддверии прихода DIDI в РФ и создает себе конкурента
- DIDI в Казани: агрегатор оказался хорошим, но "одноразовым"?
- У DiDi появился российский аналог? Разбираемся...
- Идеальный агрегатор существует, или это очередная утопия?
- "Начало конца" альфа агрегаторов в России: DIDI выходит на рынок!
- Реальные условия работы в DIDI такси. Информация из "первых рук"!
Не забываем комментировать (стараюсь отвечать на комментарии по возможности), критиковать, хвалить, подписываться на канал!