Удивительно, что произведение Данте Алигьери, созданное в 14 веке до сих пор популярно и по сей день. Кто бы не писал об Аде, у нас в голове сидит Дантевский Ад, которому он смог дать конкретные, даже физические черты. Неотвратимое возмездие греховных душ, объёмная греховность человеческой натуры.
А что же подразумевал Данте под словом грех?
Грех – это определённое действие и каждое действие разворачивается по своему сценарию.
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.»
Даже спустя более 700 лет, путешествие Данте остаётся невероятно современным. Наглядный «дневник» обычного человека, который видит себя таким, какой он есть и вникает в сущность греховной души.
Ад в библии упоминается несколько раз, но описания его там нет. Данте первый кто описал ад как физическое место в 34 песнях составляющих поэму. В каждой песне Данте описывает реально существовавших людей и существ из греческой мифологии.
В 2012 году в Риме прошла конференция, посвященная образам животных в Дантевском мире. Материалы вышли в образе сборника статей, общий акцент которых стал акцент на аллегорический аспект природной образности у Данте.
Анализируя мифологические образы, выполняющих роль стражников в Аду – Цербера, Гарпию, Минотавра и Кентавров, исследователи отмечали отличии этих фигур у Данте в отличие от классически принятых фигур в мифологии: поэт связывает животные черты этих полу людей - полу животных с характером грехов, за которые наказаны те, кого они стерегут.
«Трёхглавый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной.
Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в чёрной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвёт.»
Сумрачный лес, песнь первая: Данте встречает трех зверей лев (похоть), рысь (гордыня) и волчица (алчность). Это ещё раз подтверждает теорию, что животные имеют прямое отношение к олицетворению греха.
Одна из теорий исследователей была в том, что это отвечает средневековой концепции греха как деградации от человеческого образа к животному.
Рассмотрим образы сирены, дракона, амфисбены, феникса и грифона. Они во многом отличны от Кентавра, Минотавра и прочих, будучи «неоспоримой реальностью для средневековой науки». Данные образы, несомненно, важны с точки зрения символического наполнения и внутреннее содержание взято не только из античных, но и средневековых источников. Например, образ Феникса берет свои отсылки не только к Овидию и Латанцию, но и к «Физиологу», что позволяет нам говорить уже о христианских мотивах в изображении Феникса.
«Дж. Ледда предлагает также ответ на вопрос, каким образом христологический символ оказывается применен к изображению грешника Ванни Фуччи в первой части «Комедии» Данте нередко прибегает к эстетике «parodia sacra». Душа, осужденная постоянно сгорать и возрождаться, «представляет собой извращенного адского феникса», и это сравнение, «напоминая о Воскресении Христа как событии, которое сделало возможным воскрешение христиан к жизни будущего века», передает «глубокий смысл наказания как лишения возможности быть воскрешенным по-настоящему»»
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Е.В. Лозинская
Исследователи пришли к очередному заключению, что упоминания животных в «Комедии» в основном имеет место в составе метафор и сравнений и встречающиеся черви, скорпионы, змеи, драконы по дантовской поэтике души умерших людей. Что позволяет Данте использовать куда более обширный бестиарий.
Несколько важнейших черт в поэтике Данте:
1. Нет разграничения между вымышленным и реальными животными, поскольку их функции весьма сходны
2. Представления той эпохи об обычных животных тоже весьма фантастичны
Продолжение следует ....)