Через год после начала гражданской войны в Америке большинству участников уже стало ясно, что Юг обречен. Правда, ребята-конфедераты были смелыми и упорными, а потому никто не брался предсказывать, когда же эта победа произойдет. На беду янки, у хлопководов в тылу весьма близко от тогдашней линии фронта имелась железная дорога, которая шла практически параллельно ей. И успешно выполняла роль рокады, позволяя весьма спешно и эффективно перебрасывать стратегические грузы с одного участка на другой. Поэтому северяне давно точили зуб на эту коммуникацию.
У северян имелся почти профессиональный шпион – Джеймс Эндрюс. Храбрый малый, не будучи военным, регулярно под видом контрабандиста, таскавшего с территории Севера на мятежные земли Юга дефицитные промышленные товары, на деле занимался разведкой ближних и дальних тылов конфедератов, сливая полученную информацию янки. Он прекрасно понимал, что его ждет в случае поимки, но не останавливался. И даже разработал план дерзкой операции, позволявшей перерезать на длительное время эту неудобную южанскую железную дорогу, которая числилась по документам Western & Atlantic Railroad или коротенько W&ARR.
Суть плана такова. Надо пробраться на дорогу, захватить паровоз и проследовать на нем до Читтануги. Попутно всячески вредя врагу, разрушая мосты, перерезая провода и взрывая тоннели (точнее, один тоннель). Потом произнести пламенную речь в Читтануге, объявив ее территорией Союза и спокойно дождаться прорыва дружественных сил, что завершило бы замысел по полной блокировке важной коммуникации врага.
Для проведения этой шпионской операции нашли десяток добровольцев среди армейских. И хотя авантюра никак не гарантировала успеха, а скорее означала неминуемый плен и гибель (шпионов в гражданской одежде обе стороны преспокойно вешали), желающих пасть со славой и пользой дефицита не было.
Десять смельчаков пробрались в тыл к южанам и какое-то время бродили по округе, пытаясь завербовать паровозную бригаду для осуществления замысла – никто из диверсантов не умел управляться с такой сложной и капризной машиной, как паровоз. Желающих не нашли и потому вскоре вернулись в расположение родной части. Раздосадованные, но не сломленные. И принялись работать над ошибками, чтобы во второй раз сработать наверняка.
На этот раз машиниста взяли с собой – это был второй гражданский в отряде (первым, как мы помним, был Эндрюс). С собой эти двое захватили два десятка переодетых в вольную одежду добровольцев из числа военнослужащих. Добирались до точки сбора в Мариетте отдельными мелкими группами. Но как назло случилась череда ливней, размывших дороги. Так что к станции участники действа прибыли с изрядным опозданием и крепко вымотанные.
Разместились в разных гостиницах – ради конспирации. И каждый купил самостоятельно билет на один и тот же утренний поезд. Причем до разных станций – снова из соображений секретности. Операцию решили начинать на станции Биг Шанти. Правда, двое шпионов оказались никудышными профессионалами и забыли предупредить коридорных, чтобы те их разбудили вовремя. И как результат проспали, не явившись на поезд. Но остальные два десятка решили действовать.
На намеченной станции янки тихо захватили паровоз, довольно нежно вышвырнув из него паровозную бригаду. Отцепили пассажирские вагоны и, загрузившись в оставшиеся товарно-багажные, отправились в путь, попутно повреждая телеграфные провода – чтобы замедлить возможное преследование. На беду северян в поездной команде нашелся ответственный вагонный кондуктор, который не только поднял тарарам, но еще и организовал преследование. Правда, на первое время преследователей всего было трое (машинист, кочегар с того самого паровоза с именем собственным "Генерал" да кондуктор), и погоню они вели пешим порядком, трусцой, переходящей во фривольный галоп – рельеф местности и тогдашние скорости локомотивов такой вариант вполне допускали. Но довольно скоро они разжились ручной дрезиной и преследование стало почти комфортным.
Северяне на "Генерале" рвались на север, обрывая провода, а три преследователя на дрезине старались их догнать. Попутно они перехватили паровоз "Техас" и гнались уже на нем. Понемногу обрастая новыми желающими пострадать за идею Юга. К ним добавился инспектор, путешествующий ради проверки паровой машины на водоподъемной станции, несколько гражданских добровольцев и даже группа военных. Вскоре они разжились вторым паровозом и шли уже парой, постепенно сокращая разрыв.
Увы, северянам продолжало сопутствовать невезение. Тоннель они взорвать не смогли, отсыревшее дерево деревянных мостов даже не думало разгораться. Они отцепили один товарный вагон на очередном мосту и запалили его. Но он попросту прогорел, не повредив даже просмоленные шпалы. В итоге на Генерале вскоре кончились дрова, и паровоз встал. Неудачливые шпионы бросились удирать в индивидуальном порядке, но их всех скоро перехватили. Правда, 8 человек все же смогли удрать повторно и выйти к своим.
8 пойманных шпионов повесили (среди них Эндрюс и гражданский машинист). 6 пошли на обмен военнопленными. Война продолжалась. На Севере учредили Медаль Почета Конгресса как высшую награду страны и наградили ей наиболее отличившихся участников рейда. Кого-то –
посмертно. Но, по иронии судьбы, Эндрюса и машиниста из Кентукки Уильяма Кэмпбелла не наградили – медаль эта полагалась только военным. А паровоз "Генерал" случайно пережил всех участников, и сегодня находится в музее в идеальном состоянии.
По мотивам событий грустный комик Бастер Китон в 1927 году снял кино "Генерал". Зрители эпохи ар-деко потрясений не любили, и Китон снял комедию с доброй концовкой, которая теперь считается классикой немого кино. На момент начала проката успеха она не имела.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх"
Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться