XVIII век в России ознаменовался расцветом искусств. После петровских реформ начался процесс активного изучения и использования западных культурных достижений. Если Петр лично приглашал иностранных мастеров для работы в России, то позднее все чаще и чаще европейцы сами принимали решение о переезде в Петербург. Среди прочих творцов, оказавшихся в Российской империи, была и бежавшая от Великой Французской революции художница Элизабет Виже-Лебрен.
Элизабет Виже родилась в Париже 1755 году, в период царствования Людовика XV и всевластия маркизы Помпадур. Умами любителей живописи тогда владели Грёз, Буше и Шарден. Отец девочки Луи Виже, в отличие от них, был живописцем весьма посредственным, создававшим неглубокие, но «приятные» салонные портреты. От него она и получила свои первые уроки живописи. Когда ей было 13 лет, Луи умер, и девочка поступила мастерскую Габриеля Бриара, который считался средним художником, но талантливым рисовальщиком.
Вскоре способная и хорошенькая Элизабет стала набирать популярность и уже в пятнадцатилетнем возрасте имела успех, так как многие знатные люди стремились попасть к ней в мастерскую.
Сам Грёз давал ей советы. К тому же, она много училась живописи самостоятельно — большую роль в ее становлении играло посещение галерей, а также наблюдение за природой, дабы добиться натуральности изображений.
Уже в 1774 году — это год восшествия на престол последнего французского короля Людовика XVI — Луиза Элизабет Виже стала членом Академии Св. Луки.
11 января 1776 года художница в тайне от матери и отчима вышла замуж за торговца картинами Лебрена. Брак должен был быть выгодным, но стал несчастным: новоявленный муж оказался расточительным и расчетливым человеком, который женился на Элизабет только из-за ее успеха, а после свадьбы он принялся тратить и свои, и ее сбережения.
Несмотря ни на что, примерно в это же время, с рождением любимой дочки, начинается период наибольшего творческого расцвета художницы.
Она становится придворной художницей и подругой самой Марии Антуанетты, пишет портреты королевы и членов королевской семьи. Написав более тридцати портретов Марии Антуанетты и подружившись с ней, Виже-Лебрен до конца жизни потом считала себя ярой роялисткой.
От знатных персон и высоких чиновников Виже-Лебрен за их портреты получала баснословные суммы, по несколько тысяч франков, которыми, однако, распоряжался скорее ее муж, нежели она сама.
Судьба внесла свои коррективы в планы молодой художницы: грянула Великая Французская революция. Как приближенная королевы Виже-Лебрен могла подвергнуться суду разгоряченной толпы, у нее был только один выход — бежать. Взяв с собой дочь и имея всего 80 франков в кармане, художница покинула Францию.
Продолжение здесь.
А пока предлагаем почитать что-нибудь из этого:
Кто изображен? Тест для любителей русского искусства
Какое русское искусство наиболее востребовано за рубежом?
Самая дорогая художница — Наталья Гончарова
Мы надеемся, вам понравилась эта статья. Если это так, жмите на «палец вверх» — это поможет каналу развиваться.
А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.