Найти тему

Как не разочаровать читателя сюжетом

Иногда бывает такая ситуация, когда читаешь интереснейший, закрученный сюжет, наслаждаешься интригой, действием, с нетерпением ждешь следующего поворота и... вдруг в книге случается нечто, что портит все и вся. "Рояль в кустах". Как этого избежать.

Самый эстетичный рояль из Картинок Яндекса
Самый эстетичный рояль из Картинок Яндекса

Лет пятнадцать назад я впервые начала придумывать детективы. И вот был у меня шикарный сюжет. Я его пересказываю другу, по реакции вижу, как он увлекся расследованием, держу интригу, и вот - называю убийцу. А у него на лице полное недоумение. "Слушай, - честно признался он. - Все хорошо, но это... У тебя убийца совершенно не пришит к делу. Он, как рояль в кустах. Хотя вроде бы все было и логично". Тот роман я так и не написала. Но ситуацию запомнила, чтобы никогда больше ее не повторить.

Такие разочаровывающие неожиданности встречаются и в других жанрах. В приключениях, фэнтези, даже в любовных романах. То героев из смертельной ловушки вдруг спасает неожиданный друг, посланный неизвестно кем, но точно с благими намерениями. То маг читает какое-то суперкрутое заклинание, о котором раньше даже не подозревал. Или еще интереснее, когда у кого-то из главных героев ни с того ни с сего открывается суперспособоность, просыпается сила крови или еще что-то такое же, но главное, вовремя. В любовных романах в казалось бы самый счастливый момент приезжает "бывший", о котором до этого момента даже не упоминалось.

Ладно, рояль,  даже пианино в парке - не вариант
Ладно, рояль, даже пианино в парке - не вариант

И вот это очень важные слова-подсказки: "даже не упоминалось". В любом произведении любого жанра не должно быть неожиданных персонажей. Прежде чем ваш герой появится на сцене, его необходимо объявить. Пусть мельком, пусть якобы случайно, но надо. Про "бывшего" пусть главная героиня хотя бы попереживает в начале книги, про новые способности пусть хотя бы авгур в предсказательном бреду, но упомянет, посланный кем-то друг...

А вот с вводными персонажами есть другой старый испытанный и в чем-то очень красивый ход. Речь идет о "второй линии". Наверняка не раз каждому любителю чтения попадались произведения, где помимо основной истории идут некие "вставные" части. В детективах это проще: параллельно с ходом расследования автор описывает ситуацию глазами убийцы или какого-то важного свидетеля. В фэнтези такие "вставки" вообще могут быть очень красочны и очаровательны: это либо части какой-то легенды, которая в один всего миг, но пересечется с основным сюжетом, миф о великом герое, который чудом и может появиться в нужный момент, или ... хотя бы старая добрая сказка о мече в камне, который главный герой на минуточку, но вытащит (не воспринимать буквально и всерьез, это только образ!)

И главное, о чем я готова напоминать сотни раз: в произведении любого жанра должна быть логика. Не только четкая цепочка событий, но и простая бытовая линия без странных всплесков. О чем речь, объясню на примере.

Мои друзья любят денжена: устные или настольные ролевые игры или квесты. И объясняя новичкам правила, мастер (ведущий) всегда говорит как раз о такой логике истории в целом. "Помните, - внушает он игрокам. - Тут не может быть так, что вы идете спасать Василису Премудрую с Серым Волком, и при встрече с Кощеем ваш спутник достанет неизвестно откуда пулемет. В былинной Руси огнестрельного оружия не было и не будет!" Придерживайтесь правил созданного вами мира и без "роялей в кустах".