Найти тему
ЗагадкаДыры

Корабль призрак "Мария Целеста"

В 1872 году рядом с Азорскими островами в Атлантическом океане (в районе бермудского треугольника) было обнаружено брошенное американское судно «Мария Целеста».
Это судно - самый известный корабль-призрак. Судно быстро шло зигзагами не отвечая на сигналы, под всеми парусами...

Моряки, обнаружив Целесту, корабль «Деи Грация» («Dei Gratia», «Божья Слава») у Гибралтара, сумели проникнуть на борт, но не нашли на судне ни одного человека. Полугодовые запасы продовольствия и сам груз остались в целости и сохранности.

Рисунок корабля «Амазонка» (Amazon), позже переименованного в «Мария Селеста» (Mary Celeste). Автор и год неизвестны.
Рисунок корабля «Амазонка» (Amazon), позже переименованного в «Мария Селеста» (Mary Celeste). Автор и год неизвестны.

Корабль изначально привлекал к себе неудачи. На нем часто умирали члены экипажа и даже капитан. Были случаи когда в Лондоне судно сначала налетело на рыболовное снаряжение в американском Истпорте в (штате Мэн), а потом в ла-Манше протаранило бриг и затопила его.
Тем не менее судно пересекало Атлантику, перевозя различные грузы. В октябре 1867 года не далеко от острова Кейп-Бретон корабль попал в шторм и был выброшен на берег, в результате получив весьма тяжёлые повреждения, что владельцы отказались от него.

-3

Корабль несколько раз перепродавали, и наконец он достался американскому моряку из Нью-Йорка Ричарду Хэйнсу. Хэйнс заплатил 1750 долларов за покупку, а затем потратил ещё 8825 долларов на ремонт судна. Он провозгласил себя её капитаном в декабре того же года и зарегистрировал корабль в Нью-Йорке как американское судно под совершенно новым названием - «Мария Целеста» («Мария Небесная»).

5 ноября 1872 года «Мария Целеста», под командованием Бриггса, вышла в плаванье из Статен-Айленда, Нью-Йорк в порт Генуя, Италия с грузом спирта-ректификата, принадлежавшего компании «Meissner Ackermann & Coin». На корабле, кроме капитана и команды в 7 человек, находилась жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс с двухлетней дочерью Софией Матильдой (капитан и его семья на фото).

«Мария Целеста» была обнаружена 4 декабря (по некоторым отчётам, 5 декабря, из-за отсутствия стандарта часовых поясов в XIX веке) бригом «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, хорошо знавшего Бенджамина Бриггса (перед отплытием «Марии Целесты» капитаны с жёнами ужинали вместе). Корабль был покинут командой: ни одного человека, ни живого, ни мёртвого, на борту не было найдено.

Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта были закрыты брезентом и заколочены досками. Секстант и хронометр не нашлись (что подразумевает эвакуацию команды), а в часах закончился завод. Компас разрушен, предположительно при неудачной попытке поспешно его снять. В рубке капитана остались нетронутыми шкатулка с драгоценностями и пара пачек денег. По полу каюты были разбросаны игрушки, а швейная машинка жены капитана Сары стояла с незаконченным шитьём.

Расположение вещей доказывало то, что корабль не попадал в сильный шторм, на швейной машинке лежала маслёнка, которая при сильной качке обязательно бы упала. Об отсутствии шторма свидетельствовали и наблюдения других судов, находившихся в этом районе в предположительное время катастрофы. Сырость в жилых помещениях корабля объяснялась открытыми люками, в том числе световым в каюте капитана, что было сделано явно не по погоде.

Матросы не забрали свои трубки — они были аккуратно сложены в кубрике.

-5

В плавание «Мария Целеста» пошла всего лишь с одной спасательной шлюпкой, вторая из штатных шлюпок была сдана в ремонт. Шлюпка, скорее всего, была спущена на воду, а не сорвана стихией. При этом, судя по состоянию перил, шлюпка была спущена с борта, который при господствующих в это время года ветрах и курсе на Геную являлся бы наветренным.

Груз в 1701 баррель спирта оказался не тронут (однако после доставки его в Геную владелец сообщил о пропаже 9 баррелей). Нетронутым оказался полугодовой продовольственный запас. Все бумаги, кроме судового журнала, исчезли. Последняя запись в судовом журнале отмечена 24 ноября, с координатами «Марии Целесты»: 36°57′ с. ш. 27°20′ з. д. (G). Согласно надписи на г в доске кают-компании, в 8 часов утра следующего дня бригантина находилась бы в 6 милях к юго-юго-западу от острова Санта-Мария (один из Азорских островов).

Было проведено тщательное расследование трагедии, которое не пришло к определенному вменяемому выводу прошедшего. Предполагались возможности мятежа, штурм пиратов, Бермудский треугольник, паров спирта и даже вмешательство потусторонних сил.

-6

Некоторые предполагали, что на корабль напал морской монстр - Кракен.

Однако даже такие экзотические версии не смогли свести воедино все факты. Версия захвата пиратами не объясняет, почему остался нетронутым привлекательный для них груз спирта — точнее, коньячного ректификата — который можно было не только выпить, но и выгодно его перепродать. Версия нападения или мятежа не объясняет отсутствия следов борьбы или записей жертв.

Все соглашались, что экипаж и пассажиры покинули корабль по своей воле, спорили только в причино-следственной связи, побудивших их на такое очень странное поведение в спокойном в это время, но холодном океане (это северная Атлантика в ноябре), при технически хорошем состоянии корабля.

Трудно объяснить повсеместно открытые световые и грузовые люки, брошенные ценности и судовой журнал, порядок в капитанской каюте и кубрике, заколоченные брезентом надстройки, оставленные матросские трубки и т. д.

Одна из версий кажется более-менее правдоподобной. Причиной трагедии стала негерметичность бочек со спиртом. Спирт медленно испарялся из бочек, его пары смешались с воздухом в замкнутом пространстве трюмов, образуя взрывоопасную смесь. Скорее всего в трюме раздался взрыв и Бриггс приказал проверить трюм, для чего матросы сняли крышки. Позже аналогичный, но более сильный взрыв в носовом трюме; в этом случае взрывная волна опрокинула крышки люков. Капитан отдал приказ покинуть судно.

Но Бриггс не задумывал на долго покидать корабль, он хотел на шлюпке отплыть не далеко от корабля и переждать выветривание паров спирта. Так как на корабле не было верёвки подходящей длины, они сняли с косого паруса натягивающий канат. После они привязали шлюп к кораблю, но косой парус без верёвки распустился на ветру, и корабль стремительно начал набирать скорость из-за сильного ветра. В конечном итоге, судно развило скорость, которую сильно нагруженная шлюпка (которая была всего одна на корабле) не смогла выдержать и потерпела крушение со всей командой.

Вскоре капитан Морхауз нашёл корабль своего друга без экипажа, отправил на него несколько своих людей, которые починили его на скорую руку и отбуксировали его с собой. Корабль «Мария Целеста» был в хорошем состоянии и прослужил своим новым владельцам ещё 12 лет.

-8

Возможно он служил бы и дальше, но 3 января 1885 года невезучий корабль специально налетел на рифы около Гаити с целью получения капитаном страховки. Такая вот судьба у судна.

В то время корабли призраки были обычным явлением, со своей загадочной историей.

Информация частично взята с сайта: https://pantv.livejournal.com/2760844.html