Найти тему

Александр Мергольд

Правильная "неправильность" портретной куклы

Александр Мергольд родился в России. В начале 90-х годов он переехал в Израиль, где и начал заниматься художественной авторской куклой. Мастер создавал портретных кукол, выполнял работы для кукольных театров, а также занимался преподавательской деятельностью. В настоящее время Александр Мергольд живет в Канаде, и все также увлечен любимым делом.

www.facebook.com/alexander.mergold

– У меня нет специального художественного образования, – рассказывает художник. – В свое время окончил хореографическое училище, потом много времени посвятил занятиям техникой, в частности, ремонту точной механики. Но интерес к скульптуре, трехмерным объемным изображениям, в том числе к кукольному театру, анимации и кукольным мультфильмам, не покидал меня никогда. Еще в России я часто лепил разные фигурки, но это были скорее сувениры, чем серьезные работы, тем более, что в конце 80-х не хватало материалов, в продаже часто не было клея, ниток, тканей. После переезда в Израиль возможностей для творчества стало больше. Я даже подписался на американский журнал современной авторской куклы Contemporary doll collector. Но учителей у меня не было – были лишь внутреннее самовыражение и интуиция.

В своей мастерской в Ришон-ле-Ционе (южном пригороде Тель-Авива)
В своей мастерской в Ришон-ле-Ционе (южном пригороде Тель-Авива)

– Портретные куклы – один из самых сложных жанров. Чаще всего они делаются по конкретному заказу, и работа ведется по фотографиям. А двухмерная фотография и объемное изображение – абсолютно разные вещи, перевести одно в в другое совсем не просто. Степень похожести, конечно, зависит от наработанного опыта. Очень важно, начиная работу, заранее представлять себе, что же ты хочешь получить. Конечно, продумать будущий образ до мельчайших подробностей невозможно, но конкретная задача должна быть ясна: будет ли это карикатура с намеренно искаженными пропорциями или максимально правдоподобное изображение прототипа. Играют свою роль и финансовые соображения – важно, чтобы кукла соответствовала затраченным на нее труду и материалам. Если мне случается делать несколько тематически связанных между собой кукол, я работаю над ними не поочередно, а параллельно. Прежде всего, это помогает соблюсти необходимые соотношения и пропорции между ними. В этом случае я начинаю лепить сначала все головы, потом руки, обувь и т. д. Выбираю героя, который мне наиболее интересен, чтобы как-то «завестись», а там уже творческий процесс захватывает полностью.

-3
Роуэн Аткинсон в роли мистера Бина
Роуэн Аткинсон в роли мистера Бина

– Надо отметить, что даже при работе над портретной куклой я не ставлю перед собой цели сделать ее абсолютным подобием живого человека – на мой взгляд, такая задача стоит разве что перед экспонатами для музея восковых фигур. Очень часто реалистичные куклы, идеально выверенные с точки зрения анатомических подробностей, теряют что-то очень важное и попросту перестают быть живыми. Я считаю, что в каждой работе должно присутствовать некоторое утрирование, какая-то деформация, неправильность... Но чтобы ее добиться, нужно точно знать, «как правильно», и отталкиваться от этого знания.

-5

-6

– Что касается материала для работы, то, на мой взгляд, важнее всего его доступность: если в середине процесса он закончится, нужно, чтобы всегда была возможность купить следующую пачку. Поэтому я стараюсь не использовать редкие материалы и в основном работаю с «Фимо», самоотвердевающими пластиками и папье-маше, причем иногда все они одновременно комбинируются в одной кукле.

-7

– Рабочее место художника по куклам в зависимости от необходимости превращается то в студию скульптора, то в мастерскую художника, то в пошивочное ателье. Получается, что мастер должен освоить множество специальностей. Но я честно признаюсь, что ни одной из них не владею всерьез, на глубоком профессиональном уровне. Все постигается через практику. Разумеется, нужно уметь лепить, немного рисовать (хотя бы в объеме наложения грима), и конечно шить. Понимание того, как сделана одежда, умение строить выкройки тоже приходит со временем, часто путем проб и ошибок. А еще нужно быть немного слесарем, немного столяром... словом, всего понемногу. Ну и, конечно же, в работе кукольного мастера должно присутствовать вдохновение. Обычно считается, что есть два различных метода творческой работы: ибо долгое ожидание музы, а потом лихорадочная работа днем и ночью, либо упорный и кропотливый ежедневный труд. Вообще говоря, ни без первого, ни без второго пути обойтись нельзя. И все же мне ближе второй подход. Нужно работать каждый день – безделье расхолаживает! Конечно, это не значит, что трудится только тот, кто с утра до ночи что-то пилит или лепит. Обдумывание образа – тоже непростая и очень важная работа! Иногда он складывается в голове сам собой и его остается только зримо воплотить. Но порой приходится долго и мучительно отыскивать какую-то мелочь, которая способна «потянуть» за собой все остальное. Это может быть деталь одежды, черта характера или просто прищур глаз... Чтобы весь образ начал постепенно «раскручиваться» в твоем представлении, необходим толчок. В то же время нужно помнить, что для плодотворной работы ни в коем случае нельзя загонять себя в состояние хронической усталости, нельзя вычерпывать себя до дна, опустошать... Иногда полезно бывает и соскучиться по делу.

-8

– В последнее время немалую часть моей деятельности составляет преподавание. С детьми я, правда, не работаю – это задача, в первую очередь, для воспитателя и лишь потом для художника. Но мной разработан специальный курс, входящий в обучение студентов, которые получают широкую специализацию в творческой области: в него входят и история искусств, и живопись, и кукольное мастерство. Я не ограничиваю уроки жесткими рамками, у меня нет раз и навсегда утвержденной программы. В каком-то смысле это индивидуальное обучение: я показываю основные приемы, исправляю ошибки, а они поначалу у всех одинаковы.

"Кукольный Мастер" № 11/ 2006 г.

Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь:

www.instagram.com/akademiyatvorchestva

akademiyatvorchestva.ru