(из доклада А.И.Субетто на I Международной научно-практической конференции Русского Космического Общества 22 – 24 мая 2020 года на тему: «Космическая философия – космическое право – космическая деятельность: триединство космического прорыва человечества»)
I Международная научно-практическая конференция, организуемая Русским Космическим Обществом, посвящена триединству космической философии, космического права и космической деятельности, как основе «космического прорыва человечества».
Мир, переживая Эпоху Великого Эволюционного Перелома, вступил в «поток» процессов «Родов Действительного – Ноосферного – Разума», вне которых, обозначенная перед I Международной научно-практической конференцией Русского Космического Общества (РКО) проблема триединства космической философии, космического права и космической деятельности, как основы Космического Прорыва человечества, не может быть позитивно решена. Космическое измерение бытия человека, которое находится в поле зрения философии и науки уже многие тысячелетия человеческого самопознания, в XXI веке, под воздействие императива выживаемости, как императива выхода человечества из Экологического Тупика Стихийной Истории в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, становится Ноосферно-Космическим измерением: без Ноосферного Будущего у человечества нет и Космического Будущего.
Ноосферизм переводит Космизм, как систему мировоззрения, в Ноосферный Космизм.
Это означает, что принцип тождества микрокосма и макрокосма, который стал фактором мировоззрения древнегреческой философии, и был развит Русским Космизмом, как научно-философским течением Эпохи Русского Возрождения [30], под воздействием Ноосферизма, как нового пути развития человечества [31], преобразуется в принцип тождества ноосферного микрокосма и ноосферного макрокосма. Это означает преобразование Закона Гармонии Биосферы как единого Целого, под «защитным зонтиком» которого развивалось стихийно (энтропийно) человечество, в Закон Гармонии Ноосферы, носителем которой становится Ноосферный Управляющий разум человечества в единстве с действующими гомеостатическими механизмами Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов.
Поэтому Роды Действительного – Ноосферного – Разума предстают как часть процесса перехода Биосферы в Ноосферу, с преобразованием Закона Биосферной Гармонии в Закон Ноосферной Гармонии, и по мере выхода Человека в Космос и освоения им ближнего и дальнего Космоса – в Закон Ноосферно-Космической Гармонии.
Роды Действительного – Ноосферного – Разума – это одновременно и Роды Действительной – Ноосферной – Науки, как научного базиса в управляющей деятельности такого разума.
Речь идет о великой парадигмальной – вернадскианской [32 - 34] – революции в науке, связанной не только с становлением Ноосферизма, как новой научно-мировоззренческой системы, но и с становлением Единой Ноосферной Науки о Человеке, в которой происходит синтез всех научных знаний [29].
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы проявила негативно-экологическую целостность человечества, по существу раздробленного «миром господства Капитала и Рынка» внутри себя, и поэтому беспомощного с точки зрения мобилизации коллективных усилий на выработку стратегии выхода из состояния своего движения к экологической гибели.
Стратегия его, т.е. Мира, экологического спасения связана с преобразованием негативно-экологической целостности человечества в его позитивно-ноосферную целостность, на базе доминирования Закона Кооперации, строя Ноосферного Социализма, планетарной кооперации народов-этносов и Мира без Войн и Насилия [11, с. 38 – 40; 35].
И.Т.Фролов сформулировал более 30 лет назад важный теоретический тезис – «Наука для человека, человек – «мера всех наук» [36, с. 194].
Великая парадигмальная, или вернадскианская, революция в XXI веке, которая есть ноосферно-парадигмальная революция во всей системе научного знания и образования, должна обеспечить на новой ноосферной основе тот прогноз К.Маркса, который им был сформулирован более 160 лет назад: в будущем «естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание, это будет одна наука… Человек есть непосредственный предмет естествознания… А природа есть непосредственный предмет науки о человеке» [37, с. 124, 125].
Роды Действительной – Ноосферной – Науки есть превращение всего комплекса научных знаний, наработанных на начало XXI века, в «Единую Ноосферную Науку о Человеке», поднимающую через систему Ноосферного образования на уровень высококачественного научного управления социоприродной эволюцией (и соответственно – Социо-Биосферной динамической гармонией) Разум Человека.
Следует помнить слова из «Обращения к человечеству» декана биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова М.В.Гусева, опубликованного в 2004 году [40, с. 39]:
«Не человек создал всё это (моё замечание: имеется в виду Живая Природа Земли, С.А.). Он пришёл в последний момент и действует как разрушительная сила. Поэтому сохранения каждого вида, сохранение великого Равновесия является поприщем и целью для будущих поколений».
Сохранения «великого Равновесия» и является важнейшим критерием такого научного управления.
И.В.Гёте в начале XIX века сформулировал важный теоретический тезис в системе человеческого самопознания [38, с. 376]: «Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом».
Назову этот тезис И.Г.Гёте «гётевским императивом». В начале XXI века, 200 лет спустя, этот «гетевский императив», который отвергается либерализмом и всей системой ценностных установок рыночно-капиталистической системы, сделавших ставку на эгоизм и индивидуализм, входит в императив выживания человечества, в принцип всестороннего, гармоничного развития человека, как педагогический принцип, приобретая ноосферное содержание, приобретая смысл принципа образования и воспитания в человеке ноосферно-универсальной целостности [39].
В Эпоху Великого Эволюционного Перелома – главное в стратегии Ноосферно-Космического Прорыва есть, таким образом, Ноосферная человеческая революция.
Осознание особой роли Закона опережения прогрессом человека научно-технического прогресса [27], в том числе и опережения прогрессом человека «цифрового» и космо-технического прогресса, входит в систему представлений о Ноосферной человеческой революции XXI века, главным механизмом которой и должна стать система Ноосферного непрерывного образования в России.
В России сложилась мощная Русская Ноосферная Научная Школа планетарного масштаба [12], важными компонентами которой выступают: российская научная школа Ноосферизма и российская научная школа Ноосферного образования.
Это позволяет выдвинуть положение, что Россия, которая в «эпоху СССР» сделала первой Космический Прорыв человечества в лице первого космического полёта вокруг Земли Ю.А.Гагарина, которая в лице В.И.Вернадского предложила всему миру Учение о Переходе Биосферы в Ноосферу, развитие которого переросло в Ноосферизм – научно-мировоззренческую систему XXI века и стратегию выхода человечества из Экологического Тупика истории, призвана в XXI веке совершить Ноосферный Прорыв человечества и стать духовным водителем в стратегии перехода к новой, ноосферной парадигме и истории, и устойчивого развития.
Именно в контексте Ноосферного Прорыва XXI века триединство <космическая философия – космическое право – космическая деятельность> обретает адекватную онтологическую базу.
Вперед – к Ноосферно-Космическому Прорыву всего человечества, который начинается из России в XXI веке! Это и есть призвание Русского Космического Общества!
Справка об авторе
Субетто Александр Иванович: доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, директор Центра ноосферного Развития Научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления (филиала РАНХиГС при Президенте России), профессор кафедры истории религии и теологии Факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества