В Чехии один из местных пивоваренных заводов вылил в канализацию четырнадцать тысяч литров пива. Речь идет о продукции, которую рестораны-партнеры не смогли реализовать в связи с кризисом, а потому вернули производителю.
Пиво спустили в канализацию под присмотром таможенников для того, чтобы вернуть ранее уплаченный в бюджет НДС, хотя сами представители компании говорят, что расходы на доставку и утилизацию в итоге оказались выше возвращенного государством налога.
Это не единственный подобный случай в отрасли с более чем тысячелетней историей, которой по праву гордятся чехи. В стране с населением в десять с лишним миллионов человек сегодня насчитывается пол тысячи больших и малых пивоваренных заводов и множество мини-пивоварен. В 2019 году здесь произвели рекордный в истории объем пива - 21,6 млн гектолитров. Каждый житель в год выпивает сто сорок два литра – это самый большой показатель в мире.
Когда же в связи с карантином закрылись все питейные заведения, не стало туристов, а экспортные поставки обнулились, то есть спрос на драфт (разливное пиво) катастрофически упал, это поставило под вопрос дальнейшее существование многих производителей.
Крупные заводы были вынуждены сливать излишки в канализацию, так как, раздавая пиво бесплатно, они попадали под акцизный налог. Мелкие и средние заводы спасались кто как может. Некоторые, надо отдать им должное, безвозмездно снабжали своей продукцией врачей инфекционных больниц. И все, без исключения, надеялись на государственную поддержку.
Аналитики грозили отрасли самыми страшными прогнозами. Исследования, проведенные в начале апреля, предсказывали, что после снятия карантинных ограничений откроются не более десяти процентов питейных заведений, а значит о былых объемах производства пива надо забыть.
Правда, сейчас оптимизма на этом рынке прибавилось. Крупнейший производитель, всем известный Plzensky Prazdroj провел свой опрос среди двадцати тысяч партнерских заведений (рестораны, пивные, бары, кафе), в ходе которого выяснилось: только пятьсот заведений закроются, а остальные, не смотря на крупные финансовые потери, планируют продолжить свою работу. Воодушевленный таким результатом, Prazdroj объявил, что каждому вновь открытому ресторанчику бесплатно предоставит бочонок пива.
Союза пивоварен и солодовен «Спаси пивной ресторан» призвал завсегдатаев финансово поддержать «свое» заведение, а муниципалитеты некоторых городов решили освободить предпринимателей от уплаты денег за аренду используемых ими помещений.
Изучая эту проблему, я навестил своих старых знакомых владельцев малого предприятия в городке Киншперк на западе Чехии. Сергей Черничкин и его партнер Денис Сабитов десять лет назад выкупили заброшенную старую пивоварню, восстановили ее и уже спустя несколько лет их «Киншперкский заяц» стал конкурировать с продукцией таких же малых предприятий, и даже побеждал на краевом конкурсе пивоваров.
-Цель мы поставили сразу серьезную: делать не просто пиво, а лучшее в регионе, - объясняет Сергей. – А для этого пришлось много чего узнать – и про технологию, и про традиции, и про особенности рынка.
Рядом с пивоварней возник большой ресторан, причем он стал таким знаменитым, что именно в нем устраивает свои корпоративы губернатор Карловарского края и в нем же проводит свои встречи с местными гражданами президент Милош Земан, приезжая с инспекциями в эти места.
Кроме пива наши предприимчивые соотечественники потчевали публику своим лимонадом (восемь сортов), квасом и пивным самогоном под названием «Пивовице». Туристы из Карловых Вар и Германии валом валили сюда, поэтому Сергей и Денис планировали открыть на территории пивовара свой спа-отель с пивными ваннами и банным комплексом. Ведь как хорошо сдуть пену с кружки после знатной парилки!
Увы, в эти планы вмешался коронавирус. Еще в марте «Киншперкский пивовар», также как и все другие подобные предприятия, был вынужден остановить производство. Сейчас процесс брожения запущен снова, да и ресторан открылся, но до прежних показателей еще как до неба.
- Среди наших партнеров было много курортных отелей Карловых Вар и окрестных городов, однако, все они пока закрыты и откроются в лучшем случае осенью, - говорит Черничкин. – Многие же, боюсь, начнут работу только в следующем году. Мы в последнее время активно развивали экспорт, но и он сейчас обнулен.
По словам бизнесмена, единственная радость – это снижение НДС с двадцати одного процента до десяти. И с персоналом теперь нет проблем. Если прежде найти хорошего официанта или повара было проблемой, то теперь ему ежедневно звонят с просьбами дать хоть какую-то работу.
- Но пока мы справляемся малыми силами. Я, бывает, и сам становлюсь за барную стойку или разношу блюда своим посетителям, - говорит Сергей. И вздыхает: - Хорошо, что пик кризиса пришелся на весну. Если лето будет жарким, то и потребление пива сразу вырастет.
Лишь бы коварный вирус снова не вернулся.