Автор: Артём Полин
Пока сидим дома, вспомним лучшие фильмы ушедшего десятилетия. Байопик «Трамбо» (2015) — история жизни знаменитого голливудского сценариста, коммуниста, прошедшего через заключение за свои убеждения — настоящее хорошее кино, и я рад, что могу рассказать о нем.
10 лет страха и ненависти в Голливуде, когда так называемая Комиссия Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности и Союз голливудских актеров за американские ценности (знакомо, да?) вычищали с «фабрики грёз» коммунистов и им сочувствующих под предлогом «распространения советского влияния» (ещё более родное, да?) Студийные боссы, в большинстве своём — этнические евреи, уроженцы жалких местечек бывшей Российской империи — откровенно испугались тогда ещё вполне англосаксонского и расово белого катка, которым рулили сенатор Маккарти и светская журналистка Хедда Хоппер (Хелен Миррен, очередное её точнейшее попадание в образ, на этот раз гадкой змеи, разрушительницы жизни и многих славных карьер).
Многие из красных в Голливуде попрятались и покаялись, но один из лучших сценаристов Голливуда — Далтон Трамбо —отказался отвечать на вопросы Комиссии, не стал скрывать своего членства в Компартии США и отправился в тюрьму за неуважение к Конгрессу. В роли этого натурального железного человека, ни на йоту не отступившего от своих убеждений, ни разу не солгавшего и никого не предавшего, замечательный Брайан Крэнстон. Собственно, он и получил свою номинацию на Оскар за воплощение образа этого несгибаемого писателя, хотя внешне, как следует из документальных кадров, Крэнстон на реального Трамбо не похож. Но важнее передать характер человека, то, с каким достоинством он встречает обрушившиеся на него беды: выйдя из тюрьмы, герой Крэнстона остается без работы, ибо входит в «чёрный список Голливуда».
Этот black list — позор и зло нации, как называет его Трамбо в своей прочувствованной финальной речи на вручении литературной премии. Из чёрного списка вырваться было невозможно, поэтому Трамбо придумал и осуществил — при помощи семьи и друзей — схему, по которой он сам и сценаристы из чёрного списка писали сценарии под чужими именами или псевдонимами: таким образом, Трамбо оказался лауреатом «Оскара» за известные всем «Римские каникулы» и великий «Спартак» Стэнли Кубрика с Кирком Дугласом.
Прекрасно сыграны образы семьи Трамбо: его жена Клио (тонкая работа Дайан Лэйн) и старшая дочь Ники (Эль Фаннинг) помогают своему мужу и отцу, стоически переносят переезд из ранчо в фешенебельном Северном Лос-Анджелес куда-то в пригород, где соседи сразу портят «предателям родины» (актуально, да?) — семье Трамбо — бассейн. То, как убедительно и внятно Брайан Крэнстон примерил на себя роль такого сложного и трудного человека, каким был настоящий Далтон Трамбо, вызывает восхищение и неподдельный восторг от актёрской игры: Трамбо в воплощении Крэнстона вечно с сигаретой, с лукавым прищуром, чуть сутуловатый дядька, стареющий на наших глазах, но всё такой же до смешного честный.
Отдельного упоминания заслуживает работодатель Трамбо из студии низкобюджетных фильмов: Дэвида Кинга сыграл Джон Гудман и, как всегда, превратил свою маленькую роль в бенефис большого — во всех смыслах — актёра. Когда в студию Кинга заявились по доносу Хедды Хоппер, что он предоставляет работу Трамбо и другим опальным сценаристам из «голливудской десятки», в ход пошла бейсбольная бита в могучих руках персонажа Гудмана.
«Трамбо» — это кино о свободе мысли, о праве на высказывание мнения, даже радикально отличного от точки зрения большинства. Ни «Оскары», ни признание коллег не меняют сути: как говорит в своей финальной речи Трамбо, в годы охоты на ведьм не было героев и палачей, все были одинаковыми жертвами невежества и страха. «Трамбо» — это фильм об убийстве страха в себе самом, отдельном взятом далеко не идеальном человеке, чья жизнь может служить примером стойкости и крепости. После фильма я задал себе вопрос: почему Голливуд так часто обращается к теме маккартизма? И сам же ответил: так они изживают свой стыд.
Иллюстрации: Кинопоиск