Найти в Дзене

Научный прогресс играет против развития мышления

Все больше убеждаюсь, что любой инструмент может быть обоюдоострым. Ножом можно резать хлеб и он же является древнейшим оружием. Интернет открывает широкие возможности для доступа к информации, но ее похоронили под кучей мусора. Так и технический прогресс массовой культуры нарушает связи с реальностью и препятствует мышлению. Раньше была поговорка — тот, кто читает книги, будет управлять теми, кто смотрит телевизор. Она же справедлива и для интернета. Чтение книг не главный критерий ума или успешности — важен дальнейший шаг по анализу. И анализировать видео тоже можно и нужно. Но идея заключается в том, что в книга запускает воображение человека, а телевизор или компьютерная игра делает это за него. Зачем что-то придумывать, когда можно просто потреблять. Тем более, графика сейчас на такой высоте, что идут разговоры о замещении живых акторов их компьютерными прототипами. В некоторых фильмах это уже сделано, например «Властелин колец» и молодой Арнольд Шварценеггер в 4-м, вроде бы «

Все больше убеждаюсь, что любой инструмент может быть обоюдоострым. Ножом можно резать хлеб и он же является древнейшим оружием. Интернет открывает широкие возможности для доступа к информации, но ее похоронили под кучей мусора. Так и технический прогресс массовой культуры нарушает связи с реальностью и препятствует мышлению.

Раньше была поговорка — тот, кто читает книги, будет управлять теми, кто смотрит телевизор. Она же справедлива и для интернета. Чтение книг не главный критерий ума или успешности — важен дальнейший шаг по анализу. И анализировать видео тоже можно и нужно.

Но идея заключается в том, что в книга запускает воображение человека, а телевизор или компьютерная игра делает это за него. Зачем что-то придумывать, когда можно просто потреблять. Тем более, графика сейчас на такой высоте, что идут разговоры о замещении живых акторов их компьютерными прототипами.

В некоторых фильмах это уже сделано, например «Властелин колец» и молодой Арнольд Шварценеггер в 4-м, вроде бы «Терминаторе». Так что это не сколько прогноз на будущее, сколько уже реальность. Но началось это раньше, о чем пишет Зиновьев Александр Александрович

«Я ещё в школе сделал два открытия, определившие всю мою последующую жизнь.
Первое - что картина нашего общества, которую нам навязывали по всем каналам идеологии, пропаганды, образования и культуры, имела очень мало общего с реальностью. Позднее я узнал, что и другие молодые люди делали аналогичные открытия. Но в их жизни это играло иную роль, чем в моей. Они это принимали как естественное условие, с которым надо просто считаться, чтобы добиться успеха. Для меня же это стало объектом страсти познания.
Второе открытие я сделал, читая книги XVII-XX веков. Заключалось оно в следующем. То, что считалось высшим достижением прогресса человечности (доброта, любовь, дружба, сострадание, верность, бескорыстие, самоотверженность и т. п.) и казалось вечной ценностью, на самом деле было исторически преходящим явлением.
Это были лишь яркие и благоухающие цветы прогресса человека. Они отцвели и опали - окончился период человечности. На их место пришли бесцветные и зловонные плоды - начался период сверхчеловечности. На место поэзии пришла проза плодов. Развивая моё второе открытие, я установил, что многое из того, что считалось признаками детства и юности, на самом деле было качествами взрослых, передаваемыми детям какими-то незримыми путями. Если взрослые не приобретают такие качества, они не могут появиться и у детей. Мы утратили фактически способность к детскости и юности. Мы развили колоссальную культуру для детей и сферу индустрии, производящую всевозможные средства развлечения, воспитания и образования детей, основанные на достижениях науки и техники.
И именно этим самым мы убили детскость, так как подлинная детскость была порой творческого открытия человеком мира с минимальными средствами. Палка с сучками, перевязанная тряпкой, есть в неизмеримо большей степени детская игрушка, если она изобретена ребёнком, чем в совершенстве сделанная индустриальным способом и набитая электроникой вещь, ведущая себя почти как живое существо. Изощрённые фильмы и книги, в которые вложен огромный интеллект и фантазия взрослых профессионалов, не оставляют места для творческой деятельности самих детей, потребляющих в изобилии эту продукцию»
Зиновьев А.А., Глобальный человейник / Светлое будущее, М., «Астрель», 2008 г., с. 506-507. Источник — портал VIKENT.RU

Прогресс не спасает от умственной деградации ни взрослых, ни тем более детей. Он чаще идет по пути «увеличении лени Клиента» (термин И.Л.Викентьева), давая больше развлечений и устраняя препятствия к ним.

А если головой не пользоваться, то она разучится думать.

Алексей Морозов

Уважаемые родители, если у Вас есть вопросы по поводу конфликтов с подростком — пишите в комментариях или в личном сообщении — я обязательно отвечу.

Или Вы можете предложить темы для обсуждения, которые касаются конфликтов родителей с подростками, чтобы материал был Вам полезен.