Найти в Дзене
Skillbox

Великие русские художники - Алексей Боголюбов

Боголюбов Алексей Петрович - русский живописец,работал в технике рисунка и акварели,исполнял литографии и гравюры.Пейзажист,маринист,автор картин на сюжеты из истории русского флота. Родился 28 марта 1824 года в селе Померанье Новгородской губернии. Алексей Боголюбов провел два года в Царскосельском Александ­ровском малолетнем корпусе. Затем было обучение в Морском ка­детском корпусе, которым коман­довал в то время известный путе­шественник И.Ф. Крузенштерн. Кадеты изучали военное дело, ма­тематику, физику, летом отправ­лялись в плавание на фрегатах. «В 12 лет я уже знал все морские мелочи твердо и любознатель­но», — пишет Боголюбов. Семнадцати лет в звании мич­мана и адъютантской должности он готовился посвятить себя служ­бе во флоте, нередко ходил в загра­ничные плавания, сопровождая членов царской фамилии. Несомненно, Боголюбова ждала блестя­щая карьера морского офицера, но любовь к искусству , привитая роди­телями, поощряемая товарищами и советами известных художников, одержал

Боголюбов Алексей Петрович - русский живописец,работал в технике рисунка и акварели,исполнял литографии и гравюры.Пейзажист,маринист,автор картин на сюжеты из истории русского флота.

Родился 28 марта 1824 года в селе Померанье Новгородской губернии.

Алексей Боголюбов провел два года в Царскосельском Александ­ровском малолетнем корпусе. Затем было обучение в Морском ка­детском корпусе, которым коман­довал в то время известный путе­шественник И.Ф. Крузенштерн. Кадеты изучали военное дело, ма­тематику, физику, летом отправ­лялись в плавание на фрегатах. «В 12 лет я уже знал все морские мелочи твердо и любознатель­но», — пишет Боголюбов.

-2

Семнадцати лет в звании мич­мана и адъютантской должности он готовился посвятить себя служ­бе во флоте, нередко ходил в загра­ничные плавания, сопровождая членов царской фамилии. Несомненно, Боголюбова ждала блестя­щая карьера морского офицера, но любовь к искусству , привитая роди­телями, поощряемая товарищами и советами известных художников, одержала верх. Впоследствии он неоднократно вспоминал и слова знаменитого Карла Брюллова , и совет герцога Максимилиана Лейхтенбергского: «...чем быть дю­жинным офицером - будьте художником». Они-то и определили его дальнейшую судьбу. Не имея других средств, Боголюбов несколько лет морскую службу совмещал с обуче­нием в пейзажном классе М.Н. Во­робьева в Императорской Акаде­мии художеств. Выйдя в отставку и закончив академический курс с Большой золотой медалью, худож­ник отправился в заграничную пенсионерскую поездку. В Россию он вернулся только через шесть лет. Он объездил почти всю Евро­пу (Италия, Франция, Германия, Голландия), занимался в мастер­ских известных художников-маринистов Э. Изабе, А. Ахенбаха. Десятки картин и этюдов, показан­ные на выставке 1861 года в Акаде­мии, принесли Боголюбову звание профессора пейзажной живописи, причем было особо отмечено, что «до того времени ни один из пен­сионеров Академии... не привозил такого большого количества от­личных этюдов и картин, доказы­вающих, кроме таланта, особен­ные труды и старание совершенст­воваться».

-3

Начало почти полувековой творческой карьеры А.П. Боголю­бова связано с морскими баталь­ными картинами, которые при­несли ему большую популярность. «Гангутский бой» и «Сенявинское сражение», «Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае» и «Сраже­ние при Красной Горке» - эти картины и многочисленные этюды и эскизы превосходно характеризу­ют Боголюбова - официального художника Главного Морского штаба, как замечательного исто­риографа отечественного флота.

-4

Боголюбов в течение несколь­ких лет совмещал службу в Мор­ском министерстве с должностью свободного преподавателя пей­зажного класса Академии. В 1860-е годы он работает над батальными картинами, участвует в создании атласов берегов Балтийского и Ка­спийского морей. В свите великих князей Николая Александровича и Александра Александровича Бого­любов много путешествует по Рос­сии. Десятки картин и сотни аль­бомных набросков запечатлевают виды Крыма и Каспия, волжских берегов.

-5

Следующие десятилетия жиз­ни художника, по настоянию вра­чей жившего в Париже, также наполнены интенсивным творчес­ким трудом, преподавательской деятельностью, хлопотами по со­зданию будущего музея и Рисо­вального училища. Непременный участник передвижных художест­венных выставок, А.П. Боголю­бов сыграл поистине исключи­тельную роль в ознакомлении русской публики с искусством, природой и жизнью Франции и других европейских стран.

Мастерскую Боголюбова на бульваре Батиньоль недаром на­зывали «Русским Парижем», а его еженедельные «вторники» отли­чались «простотой и веселос­тью». На этих вечерах часто быва­ли Иван Тургенев и Полина Виардо, русские и французские худож­ники, литераторы, музыканты.

В благодарной памяти потом­ков А.П. Боголюбов навсегда оста­нется и как создатель первого в России общедоступного Художест­венного музея и Рисовального учи­лища, воспитавших замечатель­ных мастеров, известных теперь как «саратовская школа». Многие современники этих событий уже в то время осознавали их значение для культурной жизни русской про­винции. Один из них писал: «...та­кие жертвы, как художественная коллекция - профессора Боголю­бова, выпадают на долю провинци­альных городов далеко даже не каждое столетие». В январе 1878 года Саратовская Городская Дума, с энтузиазмом откликнувшаяся на предложение А. Боголюбо­ва, приняла решение о создании музея.

-6

Благородное начинание Бого­любова по созданию художествен­ного музея в русской провинции встретило широкую поддержку. Еще до открытия в коллекцию му­зея бурным потоком хлынули раз­нообразные подношения. От­кликнулись дарами Император­ская Академия художеств, многие известные коллекционеры и об­щественные деятели: П.М. и С.М. Третьяковы, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.В. Звенигород­ский, В.В. Стасов, А.Г. Рубин­штейн; художники: Ф.А. Бронни­ков, подаривший музею более сотни своих работ, а также Ф.С. Журавлев, А.А. Харламов. От потомков А.Н. Радищева и брата основателя музея. Н.П. Бо­голюбова, поступили фамильные портреты и другие семейные ре­ликвии рода Радищевых. Личные вещи и автографы Ивана Турге­нева передала музею Полина Виардо. Первая инвентарная книга Радищевского музея сохранила имена многих и многих незнаме­нитых дарителей. При открытии музея его коллекция насчитывала уже почти 4 тысячи номеров.

-7

Накануне торжественного со­бытия братья Боголюбовы при­были в Саратов. «Надо было удивляться энергии и выносливости А.П. Боголюбова, на плечах кото­рого было уже за 60 лет ... Всякий гвоздь, всякий крюк, каждая рам­ка, картина, статуэтка, витрина и проч. - все это размещалось и развешивалось по личному указа­нию А.П. Боголюбова, который иногда, сняв сюртук и жилетку, сам лично участвовал в перенос­ке и поднятии вещей», — воспо­минал И.Я. Славин, член Попечи­тельного совета музея.

В первые десятилетия своей истории музей пополнялся глав­ным образом дарами частных лиц. На протяжении XX века его коллекция многократно выросла и составляет сейчас более 22 ты­сяч экспонатов. Возникновение Радищевского музея в Саратове стало примером для других горо­дов Поволжья. Через несколько лет появились художественно-­промышленные музеи в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре.

-8