9 января 2006 года
Пояснения к словам, отмеченным звездочками, смотрите смотрите в конце главы.
Ко мне в семинарию приезжал мой духовный отец – игумен Савелий. Он привез мне шикарный Рождественский подарок: настенный календарь с фотографиями Саввино-Сторожевского монастыря, диск с песнопениями монастырского хора и шоколадные конфеты «Коркунов». Для меня приезд отца Савелия был настоящим утешением и радостью, потому что разговор с ним меня очень сильно ободрил. Он мне не уставал повторять о том, какая большая благодать для меня жить в Лавре, в которой обитает дух преподобного Сергия. Честно говоря, за системскими* буднями я начал не замечать святости монастыря и его значимости в духовной жизни его насельников.
10 января 2006 года
День моего отъезда домой на каникулы… Я вернусь в семинарию 23 января и пойду учиться 24 января. Каникулы мне продлил ректор по причине моего участия в Рождественской елке. Такими счастливчиками с продленными каникулами оказались еще человек 20, участвовавших в спектаклях и техническом обеспечении праздника. Сначала в декабре меня утвердили на роль Деда Мороза, но после визита о. Василия на одну из репетиций с моим участием меня с этой роли сняли и предложили быть старшим дежурным непосредственно 7 и 8 января и руководить 10 семинаристами, которые должны были стоять в коридорах и встречать гостей. Видимо, я не мог вжиться в образ. Думаю, снятие с роли было промыслительно, потому что сцена для меня – это страсть, которая выводит меня из духовного равновесия, а чтобы не довести меня до падения, Бог через администрацию лишил меня соблазна покрасоваться перед публикой лишний раз. Я не расстроился, потому что я получил возможность не ходить на репетиции и отдыхать на каникулах, работая в ЦАКе только в первую половину дня, кроме двух выходных. Смену послушания я воспринял как волю Божию и не роптал.
5, 6, 7 и 8 января у нас был «богослужебный марафон» – особенно большое количество церковных праздничных служб. Но я на них не чувствовал себя уставшим, даже наоборот, благодать Божия поселилась в мое сердце. Богослужения, особенно в Рождественский сочельник, были по-своему умилительны и благодатны, шли они неспешно, и можно было спокойно молиться Богу. Много читалось различных священных текстов и молитв, и именно за это мне и понравились такие службы, потому что они отличались от вседневных и субботних всенощных.
Единственное время, когда мне уже стало невмоготу, – это 8 января вечер, потому что за 4 дня выдержать 8 служб не каждому под силу, особенно, после ночи с 6 на 7 января (в те сутки я бодрствовал 22 часа; как я шутил за праздничной трапезой со своими братьями, «я работал 22 часа без подзарядки»).
Чтобы легче было представить интенсивность служб, напишу всё по порядку.
5 января
13.00 – обязательная исповедь для всех семинаристов
17.00 – всенощное бдение – это обязательная служба, потому что на следующее утро нужно было причащаться. На ней читались Царские часы, в это время их читал ректор – архиепископ Евтихий, что было особо трогательно для нас.
6 января – 7 января
7.30 – литургия, на которой я причащался. В тот день она закончилась в 12.00.
17.00 – обязательное всенощное бдение с чтением Царских часов, но на этот раз ректор их не читал, но богослужение все равно не потеряло своей колоритности и благодатности. Оно совершалось преимущественно при зажженных свечах и в полумраке, и данное обстоятельство сообщало молящимся молитвенный настрой, максимально приближавший их к Богу.
21.00 – 23.00 экскурсия в ЦАКе для VIP-гостей – полковника и майора космических войск.
1.00 - 4.00 – Рождественское богослужение. В Покровском академическом храме яблоку негде было упасть. Я часто очень хотел спать, поэтому сам чуть не упал и не заснул на пюпитре (на службе вместе с гостями Академии я стоял на левом клиросе, мне еще повезло, потому что там еще можно было чем-то дышать).
4.00 – разговение. Это было шикарное застолье с колбасой, студенем, красной рыбой, сухим красным вином, разными салатами. Мы всё это уписывали за обе щеки. В столовой все экскурсоводы сели за отдельный стол для ЦАКа, на котором стояла табличка с надписью «ЦАК», поэтому посторонние к нам не присаживались. Я даже пошутил с братьями словами известной блатной песни:
А у меня всё схвачено,
За всё заплачено,
Везде места заказаны,
И кое-чем обязаны
Такие люди разные,
Что нет проблем!
7 января
17.00 – всенощное бдение (оно всегда обязательно по субботам)
8 января
7.30 – воскресная литургия
Вот такой у нас был марафон. Надо еще учесть, что 7 и 8 января у меня было дежурство на Академической елке, 8 января ко мне приезжали знакомые: сначала компания людей из Москвы, которая была на моей экскурсии в ЦАКе в октябре и которым я тогда оставил свой телефон, а вечером, после обеда, приехал мой товарищ из Нижнего Новгорода. На него Лавра и семинария произвела огромное впечатление, и он был рад за меня, потому что я учусь в таком благодатном месте.
Слава Богу, что 6 января мне удалось договориться со СтарПомом* о моем переселении из Чертогов в Восточную Стену-2! Мне так надоели наши 4 крикливых подростка, которые, как сказали мне по секрету мои украинские братья, постоянно «действовали»* по вечерам и, по всей видимости, приходили поддатые, а я, как ни странно, этого не замечал. В нашей комнате постоянно стоял ор, плоские и пошлые шутки не прекращались вплоть до отбоя, более того, эти 4 подростка устраивали концерты из музыки мобильных телефонов. В общем, ад кромешный, который заткнуть было невозможно, хотя я и пытался это сделать пару раз, прикрикнув на этих подростков.
Переселение произошло с подачи игумена Василия и с предварительного благословения отца Ильи, у которого я исповедовался 5 января во время обязательной исповеди для всех семинаристов (о. Илья – это знаменитый духовник Лавры, у которого исповедуется большинство учащихся). Когда я со СтарПомом решал вопрос о своем переселении, то он предлагал мне совсем не тот вариант, о котором постоянно говорила моя интуиция: крайняя дальняя 4-х местная комната, где раньше жили иподиаконы ректора. Но вдруг неожиданно в кабинет вошел о. Василий и быстро решил вопрос в мою пользу: я был поселен именно в эту комнату, причем с теми людьми, которых я больше всего уважаю и которые являются одними из самых благочестивых в семинарии. Вот так по молитвам преподобного Сергия мне удалось решить проблему с общежитием, ибо я начал всерьез опасаться за свое духовное состояние, которое бы начало постепенно и неуклонно деградировать в той бездуховной среде.
После того как я сложил все вещи и отнес их в каптерку на хранение во время моего отсутствия на каникулах в семинарии, я пошел к мощам преподобного Сергия, чтобы поблагодарить его за помощь в учебе и моей семинарской жизни, попросить благословения на поездку домой и пребывание на каникулах. Мне удалось так хорошо помолиться! Я чувствовал, что преподобный слышит меня, и от этого моя молитва становилась всё пламеннее.
Потом я погулял по монастырю. Ходя по нему, я почувствовал тоску в сердце своем, ностальгию по этому месту, хотя я еще не успел покинуть его. И тут я в полной мере ощутил смысл слов, сказанных мне моим духовным отцом за день до отъезда на каникулы: «Какая благодать в Лавре! Какое счастье жить здесь!»
Примечания
Действовать – означает любой вид досуга, проводимый за стенами монастыря (для семинаристов) и для администрации (подчас прямо в здании Академии). Такой досуг предусматривает выпивку. Иногда семинаристы так называют свидания своих собратьев с девушками. Смысл слова «действовать» в значении «любовные свидания» не распространяется на представителей администрации, среди которых большинство являются монахами. Пример: «Пошли действовать!», «Надействовался…»
Система = МДАиС – Московская Духовная Академия и Семинария – объединенные духовные школы (Академия, Семинария, Регентская и Иконописная школы).
СтарПом – старший помощник проектора по воспитательной работе. Ведает хозяйственными вопросами, графиком послушаний, расселением, АХЧ и т.д.
Чертоги – общежитие 1-го курса семинарии.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Понравился роман? Ставьте лайки и оставляйте комментарии.
Хотите читать первыми новую главу романа или прочитать предыдущие главы? Подписывайтесь на мой канал "Дневник семинариста. Репортаж из церковного зазеркалья".